Авианакладные нового формата - опыт Европы и России

31.03.2015
Авианакладные нового формата - опыт Европы и России

Электронные формы оформления авиагрузов: опыт в Европе и в России

Рост объема грузовых авиаперевозок влечет за собой множество важных требований к компаниям, работающим в сфере логистики. Конечному покупателю важна скорость оказания услуги, новые пути сокращения расходов, минимум лишнего документооборота. Международные авиакомпании предлагают новый путь оптимизации информационного обмена между участниками перевозки, благодаря использованию электронного декларирования.

Сотрудники компании Optima Freight, члена альянса ACEX в Финляндии, стали первыми, кто попробовал на себе новую форму оформления груза с помощью электронной авианакладной.

«В начале года мы успешно оформили нашу первую электронную накладную и отправили груз из Финляндии в Сеул, Корею авиакомпанией Finnair,- делится опытом менеджер по работе с клиентами Юлия Никифорова, - Для перехода на электронные накладные необходимо было получить от авиакомпании доступ к их системе, если у экспедитора нет собственной системы, которая бы могла обмениваться электронным сообщениями с системой Finnair. Само бронирование и заполнение накладной оказались не сложным процессом. При бронировании требовалось выбрать день, место назначения, рейс и указать параметры груза. Графы для заполнения такие же, как и в бумажном документе. Для сдачи груза в аэропорт достаточно только сообщить номер авианакладной и экспортной декларации. Прямое бронирования на сайте Финнайра и изготовление FWB прошли успешно, и груз доставлен точно по расписанию».

По отзывам европейских грузоперевозчиков электронное оформление – это удобно и быстро. Рекомендованный IATA документ по переходу на электронные авианакладные одобрили и поддержали большинство стран.

Электронные авианакладные дают ряд конкретных преимуществ по сравнению с их бумажными предшественниками:

  • уменьшают расходы по печати, использованию бумаги, архивированию;
  • повышают производительность, исключают опечатки, дают доступ к данным в реальном времени, исключают задержки рассмотрения документов или работы с грузом из-за потери оригинальных накладных, не требует затрат времени на выпуск оригиналов и передачи из авиалинии;
  • повышают надежность перевозки;
  • соблюдаются нормы и требования авиалинии и всей отрасли, так как система не одобрит накладную, не удовлетворяющую этим требованиям.

В августе 2014 года авиакомпания Finnair совсем отказалась от использования бумажных авианакладных. «Пока сложно говорить о полном переходе на электронные авианакладные. В Финляндии этого требует только авиакомпания Finnair, - комментирует директор ACEX Финляндия, Никита Ковалевский, - Но курс развития всей отрасли безусловно направлен на то, чтобы участники процесса перешли на электронный обмен данными».

Что же происходит в России с внедрением практики электронных авианакладных?

«Электронные авианакладные (далее e-awb) в России не признаются, - сообщает руководитель авиа-департамента ACEX Group Александра Чагина, - У авиакомпаний в системе стоит блок на принятие грузов в Россию по e-awb, поэтому даже Finnair отправляет грузы в Шереметьево по бумажной версии».

По Российскому законодательству, документ необходимо распечатать в нескольких экземплярах для всех участников авиаперевозки: отправитель, получатель, авиакомпания, агент, аэропорт отправления, аэропорт назначения, таможня страны вылета и таможня страны прилета. По прилету на бумажный носитель проставляются печати полевой таможни, терминала, инспектора. Все эти печати хотят видеть и другие инстанции, например, банк для закрытия паспорта сделки или налоговая инспекция при подтверждении фактического выпуска груза для возврата налога на добавленную стоимость.

Вероятность принятие в ближайшее время в нашей стране более удобной и быстрой формы оформления авиагрузов, по словам Александры Чагиной, не представляется возможным: «Министерство транспорта может разрабатывать нормы и стандарты оформления электронный авианакладных, но пока они не согласуют ее законность со всеми вышеперечисленными государственными органами и организациями, срок введения ее в действие будет откладываться. За электронными версиями транспортных документов, конечно же, будущее, но пока в виду бюрократической системы документооборота в нашей стране активное использование на данный момент невозможно».

Источник