Медтехнологии против пандемии

Медтехнологии против пандемии

28.05.2020
Статьи и обзоры Фармацевтическая и медицинская промышленность

Пандемия коронавируса нового типа Covid-19 уже кардинально меняет масштабы и ландшафты отраслей. Одна из таких отраслей — медицинских технологии, или медтех. Если многие сегменты медтеха в России развивались медленно или находились в зачатке (например, электронные системы ведения пациентов), то теперь спрос на IT-решения в медицине резко вырос, а значит, в будущем мы увидим настоящие взлеты и прорывы в этой области.

Консультации онлайн

Самый очевидный сегмент рынка медтеха, который оказался востребованным во время пандемии — телемедицина, ведь такие решения позволяют общаться врачам и пациентам без физического контакта. Это безопаснее и быстрее. Так, москвичи с подтвержденным коронавирусом, которые переносят болезнь в легкой форме, сейчас лечатся дома и консультируются с врачами в режиме онлайн. Как пишет «Российская газета», таких пациентов в Москве уже 1700. Им круглосуточно помогают специалисты Центра телемедицины, развернутого в самой большой в России школе, что на территории ЗИЛа. Кроме того, и нанимать врачей на работу в Москве планируют с помощью телемедицинских решений, сообщает «Медвестник».

Врачи в смартфонах

В российских регионах тоже пробуют возможности телемедицины для борьбы с пандемией: их все не перечислить в одной статье. Есть и множество частных инициатив в этой области, доступных с помощью мобильных приложений. В конце марта Роскачество и Росздравнадзор провели исследование таких приложений, оно доступно по ссылке. Максимальный рейтинг получили приложения «Доктор Рядом Телемед», Smart Med, «Яндекс.Здоровье», DocDoc, «Онлайн Доктор» и Doc+ для Android. В подборке для iOS лидируют в основном те же программы и также сервис Ondoc.

Ряд игроков стремятся сделать телемедицинских сервисы максимально доступными во время пандемии. Так, DocDoc (входит в экосистему Сбербанка) открыл бесплатный проект для медицинских работников России по вопросам, связанным с коронавирусом: запущен специальный чат, вебинары и горячая линия для медиков.

МТС и сеть медицинских клиник «Медси» запустили бесплатные консультации с врачами в рамках сервиса Smart Med, предложение действует до 30 апреля по всей России. Чтобы им воспользоваться, нужно скачать одноименное мобильное приложение. Также и «Билайн» выпустил мобильного помощника в приложении

mWellness, правда, оно предназначено больше для соблюдающих режим самоизоляции. Здесь можно составить комплекс спортивных упражнений и программу питания с помощью мобильного помощника: для абонентов «Билайна» — бесплатно до конца апреля.

Большие данные и ИИ

Отдельная и перспективная область — обработка больших данных и использование решений на базе искусственного интеллекта, например, для поиска оптимальных схем лечения, изучения рентгенологических снимков, точной постановки диагнозов и разработки новых лекарственных средств.

Так, Сбербанк запустил COVID-19 Data Challenge: международное онлайн-соревнование, в ходе которого участникам будет предложено построить прогнозную модель факторов распространения коронавируса в разных странах, оно продлится до 5 мая. Проект поддерживает российское сообщество исследователей данных Open Data Science.

Большие данные и ИИ могут использоваться и для видеонаблюдения. Так, резидент «Сколково» стартап Macroscop запустил пакет видеоаналитики

для профилактики коронавируса. Решение, разработанное Macroscop, содержит детекторы, которые позволяют определить отсутствие медицинской маски на лице и подсчитать количество людей в очереди. Решение предлагается бесплатно. Как пишет Regnum, в Китае большие данные помогли властям выявить треть завозных случаев заболевания по состоянию на конец марта.

Есть и примеры международного сотрудничества в этой области. Например, российский провайдер ИТ-инфраструктуры Selectel подключился к проекту распределенных вычислений Folding@Home, который в настоящее время помогает ученым из разных стран мира в разработке лекарства против коронавируса.

Роботы на службе клиник

Лаборатория робототехники Сбербанка отмечает, что Covid-19 уже привел к росту практического интереса к роботам, беспилотным воздушным судам и искусственному интеллекту в управлении ими. Данные технологии могут помочь справиться с массовой нехваткой кадров, облегчить «социальное дистанцирование», диагностику и лечение, а также оптимизировать труд и повысить безопасность работы медиков. Сбербанком уже разработан и внедряется робот для пересчета наличных денег. Робот-курьер «Глеб» создан для доставки посылок и корреспонденции внутри помещений банка. Кроме того, уже создан прототип робота-дезинфектора для офисов, медицинских учреждений и общественных пространств.