Российская ароматика без потребителей

Российская ароматика без потребителей

06.07.2009
Новости Химическая промышленность

Перспектива остаться без своего европейского потребителя для российских производителей ароматики (бензола, ксилолов и толуола) - вполне ожидаема. Причиной тому будет рост мощностей по производству ароматических углеводородов на Ближнем Востоке, что приведет к модификации торговых потоков в мировом масштабе. Таким образом, к середине 2010 года ближневосточные производители станут основными поставщиками параксилола на рынки Азии, в первую очередь в Китай.
По данным аналитиков компании CREON, за пять месяцев 2009 года объемы поставок бензола на внутренний рынок составили 250,5 тыс. тонн - это на 28% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Производство бензола в России сократилось на 27% и составило 388,7 тыс. тонн. Следует отметить, что практически все основные производители параксилола снизили объемы поставок.
Параксилол всегда был и останется самым высоко маржинальным продуктом из тройки ароматики, которую он образует наряду с бензолом и ортоксилолом. Но сегодня, для конкуренции с Ближним Востоком, Японией и Кореей – необходимо собственное интегрированное производство на Дальнем Востоке.
«Если заняться проектированием нового производства немедленно, можно органично вписаться в растущий рынок (2012-2015 гг.), оставив позади основных конкурентов. Производителей с высокими затратами (Япония, Корея) могут с легкостью сменить производители с низкими затратами: на сегодняшний день это Ближний Восток, но могут быть и российские производители, в частности, нефтяные компании, планирующие строительство НПЗ (включая комплексы по ароматике) на Дальнем Востоке РФ. Недостаточно просто иметь свободные ресурсы продукта, необходима близость к рынку», - считает глава компании CREON Фарес Кильзие (Fares Kilzie).
Нефтяные компании активно используют свое конкурентное преимущество интеграции нефтепереработки в нефтехимию, занимая ведущие позиции на рынках олефинов.
Своя нефть позволяет получать самую высокую маржу в нефтехимической цепочке – контроль сырьевой базы всегда оставался ключом для получения максимальной маржи в цепочке нефть – базовая нефтехимия – производство полимеров. Можно просто продавать в Страны Азии нефть (при нефти 70 долларов США за баррель по цене 500 долларов за тонну, а можно, например, параксилол – по цене 1100 долларов США за тонну).
Россия потеряла экспортный рынок метанола, а в скором времени может расстаться с рынками аммиака и карбамида. На очереди производители, которые последние 5 лет ориентировались на экспортные поставки, первые из них – производители ароматики.
Проекты холдинга «СИБУР» по строительству новых заводов, в частности, по производству полипропилена в Сибири положительным примером не назовешь. Причина лежит на поверхности – аналогичное производство в Казахстане обеспечит значительно более низкую себестоимость производства. Стоит ли говорить о высокой логистике и отсутствие ориентированности на потребителя?
Конечно, есть вариант заморозить все проекты в России до 2015 года, но это позиция слабого, обусловленная непониманием рынков, а также отсутствием грамотно проработанной и выстроенной стратегии развития. Может самое время подумать о будущем? Высокая маржа сегодня отнюдь не гарантирует даже минимальный доход завтра, 2011 год не за горами - дальше последует бурный рост.