Алексей Рахманов: `Потеря российского автопрома равносильна предательству Родины`

Алексей Рахманов: `Потеря российского автопрома равносильна предательству Родины`

05.08.2009
Новости Автомобильная промышленность

Директор Департамента автомобильной промышленности и сельского машиностроения Минпромторга России приводит свой взгляд на "правую войну"
Было много вопросов по правому рулю, поэтому постараюсь дать ответы почти на все, объединив их в некий набор тезисов, на основании которых дать понимание мотивации принимаемых решений. Честно говоря, открывать большой спор на эту тему не хочется, исходя из того, что поменять точку зрения друг друга мы не сможем, а уходить в эмоции «по уши» нет времени.
Итак. Начнем с постулатов и аксиом.
1. Японский автопром сильнее и лучше российского. По крайне мере в том, что касается легковых машин, поскольку в Париж-Даккаре им до наших грузовиков далеко. Сколько было вложено японских государственных средств в развитие - не счесть. Благо - упало на плодотворную почву. К нашим шагам здесь есть два вопроса: (1) мы вкладывали мало? (2) мы использовали плохо? Ответ: и то и другое. Вдобавок, внешняя среда не стимулировала, как это было в Японии. Как пример. Уже однажды писал в своих ответах. На территории Японии (на минуточку 5 миллионного рынка автомобилей) нет НИ ОДНОГО иностранного производителя автомобилей, включая немецких. Почему?
2. ЛЮБАЯ подержанная машина всегда будет дешевле и лучше по оснащению, чем ЛЮБАЯ новая. В этом смысле сравнивать подержанную 7-10 летку с новой Ладой - бессмысленно.
3. Так повелось, что исходя из требований безопасности, на дорогах с левосторонним движением, разрешено преимущественно движение автомобилей с правым рулем, и наоборот. Если кто-то хочет поспорить на эту тему, то можно попробовать убедить правительство Великобритании, например, изменить требования к расположению руля в Англии. Я в этих спорах далее точно участвовать не хочу ввиду очевидности ответов.
4. У каждого автомобиля есть свой покупатель. Можно хаять до бесконечности Лады, но в кризис они упали в продажах меньше, чем все остальные. Иными словами, ведут себя ЛУЧШЕ рынка. Причем не все, а только поносимые на иномарочных форумах Калины и Приоры. А Нива так и вовсе, несмотря на кризис, пошла в рост (можно обратиться к статистике АЕБ, которую часто цитируют информационные каналы). То, что время «классики» давно прошло , очевидно всем. Однако, если сравнивать (опять же повторяюсь) Тату Нано и классику Жигулей, то последний, продаваясь за те же деньги, по ряду параметров будет выглядеть лучше. А судить какой автомобиль «удобнее», «красивее», «надежнее», я бы предложил каждому отдельно взятому потребителю, не навязывая ничье мнение.
5. Аварийность любого автомобиля в основе своей зависит от поведения и навыков (опыта) водителя, а также технических характеристик и наличия средств активной и пассивной безопасности. И как показывает практика, неблагоприятное стечение обстоятельств также влияет на исход ДТП. Посмотрите на статистку причин ДТП: не справился с управлением, не учел режим движения, игнорировал правила, находился в состоянии опьянения, и так далее.
6. Стоимость эксплуатации подержанных автомобилей выше, чем новых. Это аксиома справедлива для автопрома всех стран, кроме России. Как пишет Аркадий, поменял за 4 года ГРМ, ходовую (подвеску?), и расходники может потянуть в официальном сервисе тысяч на 200 рублей. Конечно, если запчасти с разборок, то экономика совсем другая, но при этом и к ответственности никого не привлечь. Если что-то не дай бог случится.
7. Любая машина ломается. Я не верю в несокрушимость японской надежности по собственному опыту эксплуатации НОВЫХ японских машин. Вопрос в другом: сколько стоит починить и сколько это занимает времени. То, что качество японок выше, подтверждено рейтингами и аксиомой номер 1. Но рейтинги пишутся по данным США, Японии или Европы. Сколь либо вменяемой статистики по России я на сегодняшний день не имею.
8. Каждый потребитель формирует свое восприятие автомобиля исходя из своего опыта (включая возможность и доступ к различным категориям и типам автомобилей) и своей платежеспособности. В этом смысле наивно предлагать руководителям крупных компаний пересесть на классику АвтоВАЗа - они свой путь через «копейку» уже один раз прошли и за это сами заплатили.
Далее, если есть согласие по этим тезисам и аксиомам позволю несколько комментариев по Вашим вопросам.
Откуда взялась «голословная» статистика по аварийности. Это предмет совместной аналитической работы наших экспертов (ФГУП «НАМИ») и ГИБДД, на основании которой был сделан простой аналитический вывод, что количество аварий на количество автомобилей в парке для праворульных машин выше, чем для леворульных. Вот и все. Думаю, сможем поделиться деталями, после получения согласия авторов исследования.
Теперь про качество АвтоВАЗа. Моя первая машина была ВАЗ-2107. Честно, достали мелкие поломки: тут кнопка, там рычажок. Но в целом - я был тогда (1995 год) всем доволен. Пожалуй, здесь просто работает тезис номер 8 - постоянная тяга владеть все более совершенными автомобилями в том числе, исходя из того, что расстояние (иной раз вопреки ПДД) можно преодолеть быстрее, меньше потеть и меньше уставать. Все так, только зачем говорить о «запрете ВАЗов», если большей части населения такая машина нужна для перемещения на дачу и с дачи дважды в году со скоростью 60 км в час или менее? Если же вы ожидаете от копейки той же прыти, как и от Лауреля, и рассчитываете также безнаказанно выходить из сложных дорожных ситуаций то вам просто не нужно покупать копейку. А упрекать друг друга за то, что кто-то не может себе позволить более «навороченную тачку» просто не красиво. Как говорит народная мудрость: «от сумы да от тюрьмы.....»
А если кто-то скажет, как можно за 2 тыс долларов в себестоимости сделать новый автомобиль также безопасный как и Тойота Камри, которая в себестоимости материальных затрат стоит от 12000 (самая простая комплектация в США), я немедленно поеду с вами встречаться и буду у вас учиться. В противном случае я знаю ответы: любая экономия на затратах или материалах сказывается на качестве компонентов и, в конечном итоге, автомобиля. Других секретов я пока не знаю.
И еще про АвтоВАЗ. Действительно, есть классика, а есть Приора. Про классику поговорили, а в части Приоры скажу свое личное мнение: не хуже смотрится и едет чем тот же древний Акцент производства ТагАЗа. Как правило, на этом месте все начинают хихикать - и, пожалуй, справедливо. Однако смею заметить , что ТОЛЬКО сравнение автомобилей РАВНЫХ ценовых, а также РАВНЫХ технологических сегментов имеет хоть какой-то смысл. Действительно, Приора - это наследие 2110. Но исполненное в новом качестве. Все остальное дело вкуса.
Про пошлины. Логику свою мы объясняли неоднократно, и естественно, ставили во главу угла задачу увеличения доли автомобилей, производимых на территории РФ. Давайте проиграем сценарий, что было бы если бы пошлины на подержанные иномарки были бы не подняты.
(1) Рынок и так упал бы вдвое, но доля производства сократилась бы на больший процент.
(2) Кризис и Японии вытолкнул бы еще 300-400 тысяч машин по бросовым ценам и все инвестиции в создание производств иностранными ОЕМ пошли бы прахом.
Что получили бы? 5 млрд инвестиций на ветер, безработица (около миллиона человек) и социальная напряженность в кластерах автомобильного производства, и прощай компонентные проекты. Иными словами, прощай российская (включая заводы иностранцев) автомобильная промышленность или 2% ВВП. «Неплохо» правда? Тут я должен четко заявить, что потеря такого сектора промышленности была бы равносильна предательству родины. Это в том числе и вопросы обороноспособности и безопасности. К сожалению, ценой рабочих мест импортеров на Дальнем Востоке.
Продолжим вашу логику. Предположим, что сдали мы наш автопром и сели на 100% импорт. Кто придет на смену? Тойоты и Форды, которые что сделают в первую очередь? Верно! Избавятся от конкуренции подержанных машин, поскольку свой подержанный парк машин, проданных в России новыми, девать будет некуда. Поэтому нравится вам или нет, но бизнес по импорту подержанных машин всегда был и останется угрозой для продавцов и производителей новых машин вне зависимости от их национальности. Это правило бизнеса. Так оно происходило во всем мире. За исключением Африки и Монголии.
Ну и для того, чтобы закруглить тему правого руля, хочу признать, что действительно аварийность на Дальнем Востоке ниже чем, во многих других регионах страны, это правда. И суровые условия и ожидание опасности (и правда, если подавляющее число автомобилей праворульные, десять раз подумаешь прежде чем обгонять бездумно), все это играет на такой результат. Само по себе это здорово. Напрягает только одно. Во многих высказываниях слышу: «У нас... У вас....». Откуда такой сепаратизм? Мы же одна страна: большая и разнообразная, но это не наводит на мысль о разных уголовных и трудовых кодексах, разных правилах ПДД и прочее. Я бы все таки был с этим поосторожнее. А то, как говорит другая мудрость: «Будьте осторожны со своими мечтами -они могут исполниться». Но многие к этому не готовы.