Здоровье 9 млн россиян зависит от качества безглютеновой продукции: как европейская маркировка спасает людей

Здоровье 9 млн россиян зависит от качества безглютеновой продукции: как европейская маркировка спасает людей

15.07.2020
Новости Пищевая промышленность

До 6 % жителей России, а это около 9 млн человек, не могут потреблять обычные продукты из-за непереносимости глютена (клейковины, белка пшеницы и некоторых других злаков). Чтобы избежать проблем со здоровьем, все эти люди остро нуждаются в особой продукции — безглютеновой. Однако найти её на прилавках не всегда просто: даже надпись gluten free на упаковке не гарантирует отсутствие клейковины в составе. В нашей стране достоверной можно считать европейскую маркировку «Перечёркнутый колос» — она присваивается лишь продуктам, не содержащим и следовых количеств опасного белка. Среди российских производителей её получил единственный в России производитель широкого ассортимента безглютеновой продукции — завод FOODCODE, принадлежащий ГК «САПСАН».

Серьёзной проблемой для людей с непереносимостью глютена является то, что он часто не виден покупателю: в заметных количествах белок встречается не только в мучных и хлебобулочных изделиях, но и в мясных и рыбных полуфабрикатах, молочной продукции, снеках и другой пище. При этом 14 % опрошенных, по данным Санкт-Петербургского общества больных целиакией «Эмилия», не обращают внимания на маркировку и ориентируются только на состав продукта. Ещё около 30 % доверяют маркировке gluten free («не содержит глютена»), хотя фактически никаких гарантий она не даёт.

Дело в том, что под маркировкой gluten free нередко выпускаются продукты с достаточно заметным содержанием клейковины. Связано это с тем, что национальные нормы часто не точно формулируют критерии её отсутствия. Например, целый ряд исследований в США показал, что доля маркированных безглютеновых продуктов, которые тем не менее включали заметное количество пшеничного белка, достигает 20 % на прилавках магазинов.

В целом безопасным для тех, кто придерживается безглютеновой диеты, считается содержание клейковины менее 20 мг на кг (ppm) — такие рекомендации установлены международной организацией по стандартам питания «Кодекс Алиментариус» (Codex Alimentarius) и Евросоюзом (EU). Продукты, которые содержат от 20 до 100 ppm, должны маркироваться так: «с низким содержанием глютена». К сожалению, эти рекомендации далеко не всегда соблюдаются, прежде всего потому, что гарантировать такие значения очень сложно — из-за перекрёстного загрязнения, которое часто происходит на ключевых этапах производства:

  • при сборе первичного сырья (из-за загрязнённых другими злаками почв, при сборе и хранении урожая при недостаточном контроле поставщиков);
  • при производстве продукта (если на одной производственной линии или оборудовании выпускается как безглютеновый, так и обычный ассортимент);
  • при хранении и перевозке готовых изделий (загрязнённая тара, хранение на складе рядом с глютенсодержащими продуктами, нарушение упаковки при перевозке и т. п.).

Сегодня единственным европейским сертификатом, для получения которого производителю нужно доказать отсутствие перекрестного заражения на всех этапах — от выбора сырья до дистрибуции, является европейская маркировка «Перечеркнутый колос». Это международный проект, основанный в 1969 г., который реализуется в 27 Европейских странах, включая Германию, Британию, Францию и ряд других, в том числе — Россию.

Чтобы получить такую маркировку, необходимо пройти сложный аудит, включающий не только работу с документами, но и выезд специалистов на производство, проверку производственных площадок, персонала и складских помещений. При этом, в соответствии с требованиями Ассоциации европейских сообществ больных целиакией (AOECS), для анализа продуктов на содержание глютена используется только иммуноферментный «сэндвич»-метод, который дает наиболее точный количественный результат. Поэтому продукция со знаком «Перечеркнутый колос» имеет 100% гарантию отсутствия глютена в рамках рекомендованных норм.

Определить, что знак легальный, можно по соответствующему коду под знаком: XX = Код страны (RU — российский), YY = Код компании, ZZZ = Код продукта. Например, такой знак получила продукция, которую выпускает открывшийся в мае в Волоколамском районе Подмосковья завод FOODCODE. Он производит самый широкий в России ассортимент хлебобулочных и мучных кондитерских изделий под собственным брендом, а также безглютеновые продукты мясопереработки — сосиски и варёную колбасу.

Продукция FOODCODE полностью отвечает требованиям AOECS и критериям знака «Перечёркнутый колос» благодаря технологической специфике. Она исключает перекрёстное загрязнение на всех этапах, начиная с многоступенчатого входного контроля сырья, выпуска только безглютенового ассортимента и заканчивая специальной упаковкой. Это гарантирует безопасность готового продукта для тех (больных целиакией, РАС, аллергией), кому отсутствие клейковины критически необходимо.


ГК «САПСАН» — это инвестиционно-девелоперская компания с 28-летней историей успеха, руководит которой семейная бизнес-династия: предприниматель и известный автогонщик Сергей Шмаков и его супруга Светлана Шмакова. В портфеле холдинга насчитывается более 20 успешно реализованных проектов, многие из которых были отмечены российскими и международными наградами.

В 2018 году группа компаний приняла решение запустить новый проект в направлении FMCG на базе входящего в неё общества с ограниченной ответственностью «Сапсан Технологический Комплекс» (ООО «СТК»). Производственный комплекс развивается в рамках многофункционального индустриального парка (МИП), расположенного в городском поселении Сычёво Волоколамского района Московской области.

Резидентами МИП также станут предприятия, которые будут обеспечивать фабрику необходимым сырьём, логистическими и прочими ресурсами. Производители сырья, изготовитель безглютеновой продукции, а также производства и компании, занимающиеся упаковкой этой продукции и её транспортировкой, будут объединены в производственный кластер. Все эти факторы позволят сделать его высокоэффективным, а продукцию — доступной для потребителя.

Продукты фабрики с мая 2020 года успешно поставляются в федеральные сетевые магазины Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, крупные города ЦФО и СЗФО, а также размещаются на различных российских маркетплейсах.

Источник: FOODCODE