Росстандарт: Строгий спрос за качество начинает приносить свои результаты

Росстандарт: Строгий спрос за качество начинает приносить свои результаты

14.12.2017
Статьи и обзоры Топливная промышленность

Еще недавно казалось, что добиться хотя бы сносного качества топлива невозможно никакими средствам. Трудно даже представить тот ущерб, который наносит экономике в целом и каждому автовладельцу в отдельности фальсификация топлива.

Чтобы как-то сдвинуть решение проблемы с мертвой точки, при Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции была создана Межведомственная рабочая группа (МРГ) по противодействию незаконному обороту продукции нефтяной промышленности. Координация деятельности МРГ, в состав которой входят представители Минпромторга России, Минэнерго России, МВД России, ФАС России, Ростехнадзора, нефтяных компаний, отраслевых объединений, научных и общественных организаций, возложена на Росстандарт.

Но … если долго мучиться, качество получится! Некоторые вселяющие оптимизм итоги были подведены на заседании МРГ, проведенном ее руководителем Алексеем Абрамовым.

Заместитель главы Росстандарта Алексей Кулешов привел данные о результатах надзора на топливном рынке за 9 месяцев 2017 года, которые свидетельствуют о положительной динамике в ситуации с качеством топлива на рынке. Если в 2015 году нарушения по физико-химическим свойствам топлива выявлялись более чем в 20% случаев при проведении проверочных мероприятий, в 2016 году доля выявленных нарушений составляла уже 12%, а в текущем году снизилась до 11%.

При этом в ходе проверок АЗС, входящих в сетевые холдинги, нарушения выявлены только в 3,5% случаях, в прошлом году – в 9%. Это говорит о результатах проведенной внутри компаний, владеющих АЗС либо передающих право на работу под их брендами по договорам франшизы, работы по обеспечению качества реализуемой на сетевых АЗС продукции.

Еще один показатель, свидетельствующий об улучшении ситуации на рынке – снижение количества жалоб от потребителей. В 2016 году в Росстандарт и территориальные подразделения ведомства поступило более 1200 жалоб на качество топлива. За 9 месяцев текущего года в Росстандарт с такими жалобами обратилось около 400 граждан.

Основным источником фальсифицированного топлива продолжают оставаться базы нефтепродуктообеспечения. Проверки показали, что установленные требования по качеству топлива нарушает почти каждая четвертая нефтебаза. В связи с этим Алексей Кулешов напомнил об инициативе Росстандарта по паспортизации топлива с проведением испытаний на нефтебазах перед отгрузкой в розницу. Проработанные в рамках деятельности МРГ соответствующие корректировки в технический регламент Таможенного союза уже прошли все необходимые внутригосударственные согласования, включая рассмотрение в июле текущего года на заседании под председательством главы Минпромторга России Дениса Мантурова Подкомиссии по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. В настоящий момент инициатива находится на рассмотрении в Евразийской экономической комиссии.

Отдельное внимание в ходе дискуссии участников МРГ было уделено озвученным на заседании предложениям ПАО «Лукойл», ООО «Петербургская топливная компания» и АО «СПБМТСБ» по созданию в России механизмов прослеживаемости нефтепродуктов – от изготовителя до конечного потребителя. Глава Росстандарта Алексей Абрамов подчеркнул: внедрение такой системы позволит свести оборот фальсифицированного топлива к минимуму. В связи с этим руководитель ведомства предложил детально проработать этот вопрос совместно с экспертами заинтересованных организаций и подготовить согласованные предложения, в том числе в части использования инфраструктуры действующей сегодня ГИС ТЭК Минэнерго России.

Также на заседании обсуждались вопросы текущей ситуации на рынке и оборота несоответствующей установленным требованиям незамерзающей жидкости для автостекол. Отдельное внимание было уделено использованию присадок к топливу, не запрещенных сегодня к применению при производстве топлива. Между тем, некоторые из них могут представлять угрозу для экологии и технического состояния автомобилей. При обсуждении этой темы была, в том числе, озвучена инициатива дополнить технический регламент Таможенного союза запретом на виды потенциально опасных присадок. После проработки соответствующих инициатив на экспертном уровне, с привлечением заинтересованных организаций на очередных заседаниях МРГ планируется принятие соответствующих решений, в том числе на уровне нормативного правового регулирования.