ПАО «Газпром» приступил к развитию производственно-сбытовой инфраструктуры СПГ в большом количестве регионов Российской Федерации
Использование природного газа в качестве моторного топлива является одним из ключевых направлений технологического и экономического развития транспортной отрасли. Для реализации потенциала этого развития в настоящее время начата активная работа по созданию сети производственной и заправочной инфраструктуры СПГ на международных транспортных маршрутах.
Создание Международного транспортного маршрута «Европа-Западный Китай» является сейчас самым крупным проектом, который будет способствовать повышению экономической эффективности перевозок грузов и пассажиров, активной интеграции экономик стран Евразийского континента. Этот проект рассматривается в качестве ключевого для развития СПГ инфраструктуры.
Развитие технологии производства и доведения СПГ до конечного потребителя обусловлено экологичностью, безопасностью и экономической выгодой, эта технология особенно развита в Европе и Китае.
Алексей Константинович Кахидзе, Председатель Совета директоров ООО «Газпром СПГ Технологии», рассказал о том, как компания инициировала рассмотрение вопроса об использовании СПГ в качестве газомоторного топлива и интеграции производственных комплексов в проект маршрута.
Идея воссоздания Великого Шелкового Пути предложена Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпинем и поддержана Владимиром Путиным.
- Газпром совместно с Государственной компанией «Автодор» проработал механизм совместной реализации масштабной задачи по созданию газомоторной инфраструктуры на опорной сети федеральных автомобильных дорог, в том числе входящих в состав проекта «Европа – Западный Китай». Также с участием Минтранса России, Минэнерго России, других нефтегазовых компаний был разработан проект Генеральной схемы размещения объектов производственной и сбытовой инфраструктуры газомоторного топлива на период до 2030 года, - рассказал А.К. Кахидзе, - Мы хотим создать совместную проектную компанию, которая стала бы единым центром по проектированию, строительству и эксплуатации создаваемой инфраструктуры.
СПК может стать проектной платформой для участия других игроков газомоторного рынка, а также для привлечения частных источников финансирования. Сотрудничество Автодора и Газпрома с целью координированного развития транспортной и энергетической инфраструктуры при формировании международных скоростных автомобильных коридоров позволит повысить эффективность капитальных вложений в строительство, а также даст новый импульс в развитии скоростных автомобильных маршрутов в направлении транспортноэнергетического коридора «Евразия», то есть территорий Уральского, Сибирского и Дальневосточного Федеральных округов.
- ООО «Газпром СПГ технологии» планирует обеспечивать необходимыми объемами сжиженного природного газа сбытовую инфраструктуру, - поделился Алексей Константинович, - Генеральной схемой предусмотрено, что в ближайшей перспективе нами будет построен ряд малотоннажных комплексов по сжижению газа и множество КриоАЗС.
В качестве базового варианта планируется строительство КриоАЗС в составе многофункциональных зон дорожного сервиса, оснащенных многотопливными автозаправочными станциями. На данном этапе развития рынка существует ряд мобильных решений в виде микрозаводов по производству СПГ и заправочных комплексов, созданных на базе грузовых контейнеров и позволяющих ускорить процесс внедрения СПГ в качестве газомоторного топлива, сократив при этом сроки создания КриоАЗС и снизив размеры инвестиций на начальном этапе. Данный метод может быть использован также для решения проблемы газификации удаленных регионов Российской Федерации.
Самый главный плюс для потребителей от перехода на использование СПГ в том, что цена на СПГ, используемого в качестве газомоторного топлива, значительно ниже стоимости дизельного топлива для сопоставимых весовых характеристик.
Одним из примеров реальной выгоды использования СПГ является опыт одной из московских автомобильных компаний - перевозчиков, заключившей в 2018 году контракт на поставку пробной партии грузовиков IVECO, использующих в качестве топлива СПГ.
Данный опыт оказался настолько успешным, что в настоящий момент в планах компании до 2024 года перевод всего автомобильного парка на СПГ, путем закупки новой техники и переоборудования имеющегося автопарка на комбинированное топливо дизель-СПГ.
- Кроме всего прочего, СПГ – экологически чистое моторное топливо и обеспечивает достаточно длительный пробег на одной заправке, - подытожил А.К. Кахидзе, - Также газовые двигатели на транспорте демонстрируют снижение уровня шума и вибрации относительно дизельных аналогов. При этом технические характеристики газомоторного транспорта превосходят дизельные аналоги по уровню надежности и безопасности. Мы планируем уделить особое внимание переводу существующей техники на комбинированные топливные системы, предусматривающие использование СПГ, что окажет положительное влияние на окружающую среду.
Все эти факторы в совокупности безусловно обеспечивают фундаментальную привлекательность использования СПГ в качестве газомоторного топлива.