Новые износостойкие спеченные материалы снизят зависимость производителей двигателей от поставок кобальта

Новые износостойкие спеченные материалы снизят зависимость производителей двигателей от поставок кобальта

05.03.2020
Новости Автомобильная промышленность

Инновационный материал от подразделения Powertrain компании Tenneco (NYSE: TEN) обеспечивает износостойкость при значительно меньшем содержании кобальта. Он поможет производителям двигателей снизить зависимость от поставок кобальта, для которых характерны ограниченные объемы доступного сырья и сильные колебания цены. Новый материал будет применяться для изготовления компонентов двигателя, подверженных воздействию высоких температур, в которых с целью обеспечения надлежащей износостойкости, как правило, используется кобальт. Речь идет о таких элементах, как втулки перепускного клапана турбонагнетателя, клапаны EGR и седла клапанов высокофорсированных двигателей. Испытания деталей, изготовленных из спеченной стали нового состава, показали, что содержание кобальта в материалах компании Tenneco может быть значительно снижено без ущерба для противоизносных свойств.

«Потенциально низкие объемы сырья и неоднозначная ситуация в сфере добычи кобальта в сочетании с экстремальной волатильностью его цены заставляют нас снижать зависимость от поставок данного металла, — сказал Джан Мария Оливетти (Gian Maria Olivetti), вице-президент Tenneco Powertrain по международному проектированию. — Кобальт остается материалом, наиболее эффективно противостоящим износу седел клапанов в условиях сухого трения, а также износу других компонентов, подверженных воздействию высоких температур. Тем не менее мы использовали свой богатый опыт в области порошковой металлургии для разработки спеченного сплава с низким содержанием кобальта, который обладает противоизносными свойствами, сопоставимыми с таковыми у лучших из существующих в настоящее время материалов».

Рабочая температура для втулок клапанов EGR, перепускного клапана турбонагнетателя и выпускных клапанов может колебаться в диапазоне от минусовых значений до 1000 °C. По словам Дженса Уэлмана (Jens Wellmann), менеджера по продукту Tenneco Powertrain, ответственного за направление компонентов турбонагнетателя, столь широкий диапазон температур ставит перед конструкторами серьезные трибологические задачи. «В частности, в нижнем диапазоне температурных значений, до 400 °C, материалы с высоким содержанием кобальта могут превосходить по эффективности типичные аналоги, в составе которых кобальт отсутствует. Первый вопрос, на который мы должны ответить: чем объясняется высокая износостойкость материалов с высоким содержанием кобальта? Второй вопрос: каким должно быть содержание кобальта для получения такого эффекта?».

Исследования компании Tenneco начались с изучения двух хорошо зарекомендовавших себя спеченных сплавов: FM-8100, на основе железа и без содержания кобальта, и FM-T95A, на основе кобальта (содержание кобальта 54 % по массе), сопоставимого по характеристикам с литыми материалами, которые используются для изготовления деталей, подверженных фрикционному износу. Помимо двух данных материалов с радикально отличающимися свойствами при различных рабочих температурах была изучена износостойкость пяти составов с различным содержанием кобальта. Анализ изношенных образцов показал, что спеченные содержащие кобальт материалы Tenneco формировали снижающий износ фрикционный слой, эффективный при более низких температурах по сравнению с материалами, не содержащими кобальт. Это раннее образование стабильного фрикционного слоя дает ответ на первый вопрос.

Такой же эффект был отмечен при сравнении образцов с содержанием кобальта от 17 до 35 %. Это ответ на второй вопрос. С учетом полученных результатов был разработан новый материал — FM-T88A. Это спеченная сталь с содержанием кобальта 17 %, которая соответствует технологическим требованиям и стандартам качества, подходит для массового производства с использованием технологии порошковой металлургии и процесса спекания, а также для последующей машинной обработки. Кроме того, материал способен обеспечить высокий уровень качества конечного изделия.

Для подтверждения результатов предварительных исследований были проведены совместные испытания с участием ведущего мирового автопроизводителя, в ходе которых сравнивалась износостойкость материала FM-T88A и аналогов, применяемых в серийном производстве. Для этого использовался испытательный стенд, моделирующий нагружение втулки перепускного клапана турбонагнетателя при температурах до 800 °C.

«Результаты показали, что при 200 °C материал FM-T88A демонстрирует значительное уменьшение глубины износа по сравнению с материалом, не содержащим кобальт. Кроме того, его износостойкость сравнима с показателями материала, отличающегося высоким содержанием кобальта, — сказал Уэлман. — При всех прочих температурах рабочие характеристики нового материала близки к свойствам материалов с высоким содержанием кобальта».

«С учетом того, что 50 % добываемого в мире кобальта сейчас используется в производстве аккумуляторных батарей для электрических автомобилей, спрос на этот металл с каждым годом возрастает, — сказал Оливетти. — Снизив до минимума потребность в кобальте при изготовлении наших износостойких спеченных материалов, мы можем помочь нашим заказчикам смягчить последствия ограниченной доступности кобальта и волатильности цен на него, при этом по-прежнему предлагая надежные продукты».

Источник: Media Service Agency