Как расширить рынок региональных производителей медицинского оборудования?

Как расширить рынок региональных производителей медицинского оборудования?

28.02.2022
Новости Фармацевтическая и медицинская промышленность

Локализация производства и импортозамещение уже не первый год являются основными тенденциями на российском рынке медицинской продукции. Совместные усилия государства и производителей приносят свои плоды: доля отечественного оборудования с 17 % в 2019 г. увеличилась до 25,2% по итогам 2021 г.

Сегодня в России насчитывается более 2 тысяч производителей медтехники и оборудования, из которых крупных - около 250. С точки зрения географической структуры, 74% объема рынка в денежном выражении приходится на Центральный федеральный округ. На втором месте находится Северо-Западный федеральный округ – 11,3%. Третье место занимает Уральский федеральный округ с долей 4,8%, затем следует Приволжский федеральный округ (3,6%) и Сибирский федеральный округ (3,2%). Больше половины всей продукции медицинского назначения, выпускаемой в стране, приходится на Москву и Санкт-Петербург. В настоящее время меры поддержки отечественных производителей Минпромторгом РФ планируется осуществлять по широкой географической разметке в регионах, что, по мнению экспертов, будет способствовать существенному росту предприятий российской медицинской промышленности.

Дарья Прядко, коммерческий директор компании МедКомплекс А.В.К.: «Наша компания – дистрибьютор медицинского оборудования, ведущий деятельность по всей территории РФ, от Владивостока до Калининграда. Поэтому любые меры поддержки российских производителей медицинского оборудования мы только приветствуем. Мы занимаемся активным поиском долгосрочных партнеров во всех регионах России. Среди наших поставщиков - ООО «Медстальконструкция» из Уфы, АО «Тулиновский приборостроительный завод «ТВЕС» из Тамбовской области, ООО «ЭЛИД» из Азова, ООО Медицинская компания «АСК» из Нижнего Новгорода, НПП «Монитор» из Ростова-на-Дону, АО «НПО «НИКОР» г. Томск, ООО «НПО ПРОМЕТ», Тульская область и многие другие. Географическая удаленность ни поставщика, ни заказчика никогда не была для нас проблемой благодаря четко отлаженной системе логистики».

Во время пандемии увеличилось внимание к медицинской промышленности со стороны профильных ведомств, министерств, появились долгосрочные программы развития, началось полноценное обсуждение актуальных вопросов отрасли. «Мы много общаемся с нашими поставщиками, ищем индивидуальный подход, учитывающий все особенности предприятий, поэтому хорошо знаем обо всех проблемах, с которыми им приходится сталкиваться. Без государственной поддержки существенный рост российского рынка медицинских изделий невозможен: для производства требуется специальное оборудование, технологии, и зачастую его закупка при небольшом объеме производства и сбыта предполагает довольно длительный срок окупаемости, что становится непреодолимым препятствием для региональных производителей», - рассказывает Дарья Прядко.

Еще одним фактором, сдерживающим развитие производства в регионах России, на сегодня является недостаточность производственной инфраструктуры. Пандемия наглядно продемонстрировала, что основными барьерами для запуска или резкого увеличения производства в сжатые сроки стали ограничения в сырье, логистике, оборудовании, администрировании производственных процессов и наличии обученного персонала. Этот ресурсный потенциал тоже сильно отличается по мере удаления производства от центра, необходимы меры для выравнивания ситуации.

Тем не менее, Дарья Прядко уверена: «Даже при существующих трудностях на примере российских производителей можно с уверенностью констатировать, что медицинская промышленность в России сейчас динамично развивается, увеличивается ассортимент и номенклатура предлагаемой продукции. Направления развития на ближайшее время заданы верно, мы не сомневаемся, что итоги 2022 г. станут для отрасли не менее успешными, чем в 2021 г.»