Развитие российского автопрома пойдет по «иранскому пути»

Развитие российского автопрома пойдет по «иранскому пути»

07.09.2022
Новости Автомобильная промышленность

В ближайшее время российское производство автомобилей будет развиваться по иранскому сценарию. Такой прогноз сделали эксперты в среду в ходе организованного «Ридусом» круглого стола «Новая стратегия развития автопрома до 2035 года: удастся ли России сохранить за собой статус автомобильной державы».

«Я не исключаю, что состояние, в которое входит сейчас Россия, — это всерьез и надолго. Самый яркий пример такого состояния — Иран. То есть что досталось на момент введения санкций, с тем и дальше жить — дорабатывать, перерабатывать, что-то из этого пытаться смастерить. Этот сценарий, на мой взгляд, сейчас самый возможный», — сказал директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

По словам эксперта, в России есть какие-то автомобильные компетенции — инженерные, дизайнерские и технологические — только там, где выжили предприятия еще из Советского Союза (АвтоВАЗ, УАЗ, КамАЗ и так далее), но ничего нового не построено. Aurus — не в счет. В стране найдется крайне мало людей, которые готовы отдать 15–20 миллионов рублей за это произведение искусства. «Aurus — это штучное производство. Серийным он никогда не будет», — уверен аналитик.

«На АвтоВАЗе, наверное, можно еще возродить какую-то инженерную школу и не спеша, год от года что-то совершенствовать. Сложность в сложных компонентах — электронике и так далее, которые шагнули очень далеко за это время. Машины сейчас — это гаджеты. Это не простой автомобиль, на котором мы ездили 20 лет назад», — отметил он.

С тем, что в конечном итоге развитие российского автопрома, скорее всего, пойдет по иранскому сценарию, согласен координатор общественного центра «Автомобилист» Дмитрий Клевцов.

«То есть будем дальше развивать имеющиеся платформы, которыми обладают производители, заниматься репликами. Найдем каких-то поставщиков. Возможно, вмешается в этот рынок „Газпром“: из-под сукна достанут проваленную программу газификации», — допускает он.

В сложившихся условиях этот путь для России самый целесообразный, считает управляющий директор бренда Аudi ГК «АВТОDOM» Алексей Кирдяшов. По его мнению, нет смысла сейчас пытаться изобрести какой-то принципиально новый автомобиль и угнаться за уже далеко ушедшими вперед мировыми брендами. Лучше сосредоточиться на закрытии потребностей закрытого от внешнего импорта рынка.

«Надо производить дальше то, что мы умеем делать, и сконцентрироваться на том, чтобы выпускать это в большем количестве, улучшить качество, опираясь на отзывы потребителей, чтобы закрыть 80% потребностей рынка», — заметил эксперт.

Большинству потребителей нужен просто транспорт, уверен он, когда требуется из точки А доехать в точку Б, иметь для этого колеса, руль и сиденье, что, в принципе, текущие производители удовлетворяют.

«Например, та же „Лада Гранта“. Надо узнать у пользователей, что нужно в ней доработать, чтобы ее качество возросло на порядок, и поработать над этим, а не пытаться построить какие-то новые заводы, создать нового типа модели. А те клиенты, которые хотят привезти себе Rolls-Royce, найдут как его себе привезти», — заключил эксперт.