Применение комплексного минерального вяжущего Holcim снижает затраты на ремонт одного километра дороги в 3,5 раза
В ближайшие годы в России намечается реализация масштабных работ по совершенствованию транспортной инфраструктуры, приведению в соответствие с нормативными показателями автодорог во всех субъектах страны, в сотнях населенных пунктов. Согласно принятым правительством решениям, на финансирование этих работ выделено свыше 13 трлн рублей. Всего за пятилетний период с 2023-го по 2027 год необходимо ввести в эксплуатацию более 4 тыс. километров новых современных магистралей, реконструировать свыше 3 тыс. км дорог и произвести ремонт 110 тыс. км автомобильных дорог. Поддержание имеющейся дорожной инфраструктуры в рабочем состоянии, качественный, эффективный и быстрый ремонт дорожного полотна с максимальным комфортом для участников дорожного движения – нетривиальная задача, требующая новых технологий и материалов. Ведущие российские производители стройматериалов имеют все компетенции и технические возможности, чтобы обеспечить дорожное строительство всем необходимым. Это поможет компаниям, занятым в сфере дорожного строительства, достичь целей, поставленных перед ними руководством страны.
Индивидуальный подход
Один из наиболее перспективных материалов в этом ряду – это комплексное минеральное вяжущее DOROMIX от компании «Холсим Россия». Этот материал успешно используется в технологии холодной регенерации дорожного полотна и помогает быстро, качественно и с существенной экономией превратить покрытую ямами и колдобинами дорогу в современную транспортную артерию.
По словам менеджера по продукту «Холсим Россия» Дмитрия Воробьева, с применением DOROMIX уже отремонтированы десятки километров дорог и отзывы о материале самые положительные. Что важно, компания не только поставляет заказчикам сам продукт, но и осуществляет комплексное сопровождение их проектов.
«Первое, что мы делаем, – это помогаем разработать наилучшую рецептуру асфальтогранулобетонной смести с применением комплексного минерального вяжущего DOROMIX по требованиям проекта и с учетом пожеланий заказчика, – говорит Дмитрий Воробьев. – Далее наши дорожные инженеры и специалисты службы проектирования и строительства (СПС) помогают еще до начала работ грамотно организовывать их подготовку, консультируют подрядчика по пусконаладке оборудования, если требуется, осуществляют контроль качества производимых работ. В компании трудятся очень грамотные инженеры и проектировщики с большим послужным списком реализованных проектов в сфере укрепления грунта и холодной регенерации в дорожном строительстве, включая строительство новой скоростной автомагистрали М-12 Москва – Казань».
Существенным плюсом является бесперебойная логистика поставок материала на проекты любой удаленности. «Наша сильная сторона – бесперебойная доставка продукта, – отмечает Дмитрий Воробьев. – Мы регулярно получаем позитивные отзывы от клиентов, так как выгодно отличаемся от многих других производителей цемента и строительных материалов тем, что четко в срок поставляем нашу продукцию в удобные для заказчика временные окна. Это очень важно, потому что многие производители отгружают тогда, когда могут, а не когда это удобно клиенту. Мы же подстраиваемся под пожелания и график конкретного заказчика, так как нам важно выстраивать долгосрочные партнерские отношения со всеми». Специалисты «Холсим Россия» также проводят полный комплекс сдаточных испытаний и помогают клиентам сдать работы на объекте без задержек. Всем заказчикам предоставляются протоколы испытаний асфальтогранулобетонных смесей и укрепленных грунтов, которые проводятся в аккредитованной лаборатории.
Отличный результат
Один из примеров такого плодотворного сотрудничества – проект реконструкции дороги к мемориальному комплексу «Безымянная высота» в Кировском районе Калужской области. Эти работы были осуществлены в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги», а реализовала их компания-подрядчик ООО «Кировский дорожник» по заказу ГКУ Калужской области «Калугадорзаказчик». Для этого проекта, которым оказались довольны все – от администраций области и района до заказчика и подрядчика работ, «Холсим Россия» отгрузила свыше 500 тонн вяжущего DOROMIX, и результат его использования превзошел все ожидания.
Как рассказал исполнительный директор «Кировского дорожника» Юрий Фоменко, перед компанией стояла задача привести в нормативное состояние восьмикилометровый участок старой разбитой дороги. И перед тем как приступить к проекту холодной регенерации этого участка, специалисты компании в целях выбора наилучшего решения провели сравнение разных технологий и материалов. «Нам надо было провести холодную регенерацию дорожного полотна на объекте. Мы отбирали образцы, осуществляли подбор и в ходе этой работы испытывали материалы различных производителей цемента. Комплексное минеральное вяжущее DOROMIX продемонстрировало наилучшие показатели по сравнению с цементами конкурентов, поэтому мы его и выбрали для нашего проекта по регенерации дороги. Результаты этой работы оказались просто отличные», – свидетельствует Юрий Фоменко.
По его словам, технологические операции в рамках проекта можно разделить на несколько этапов. «Сначала мы срезали и перемешивали с DOROMIX существующую дорожную одежду при помощи ресайклера, получился пирог толщиной 18–20 сантиметров в рыхлом виде. Потом мы его укатывали и получали в уплотненном виде конструктив толщиной 17–18 см. Чтобы определить, качественная или нет получилась смесь для дальнейшей работы, в течение трех часов должны быть изготовлены в специальных формах образцы. Они выдерживаются при определенной влажности в течение недели. После этого они устанавливаются на специальный пресс с нагрузочной пластиной, где нагружаются до разрушения для определения прочностных характеристик. Компьютером определяется предел прочности при 20 и 40 С°.
Расчетные показатели были достигнуты, смесь с применением DOROMIX получилась хорошая. В рамках сравнения мы испытывали образцы с несколькими видами цемента различных производителей, а также с комплексным минеральным вяжущим DOROMIX, которое показало наилучшие результаты. При этом доля DOROMIX в смеси составляла 3%», – рассказал Юрий Фоменко.
Менеджер дорожно-строительной компании отдельно подчеркнул, что еще до начала работ на проекте сотрудники «Кировского дорожника» заранее приезжали в Москву в лабораторию Holcim, где им объяснили все нюансы работы по этой технологии, в том числе как проводить подбор вяжущего. Поэтому применение DOROMIX в ходе работ на проекте не доставило хлопот. «Уже на месте мы самостоятельно добились оптимального состава смеси для применения на дороге. Если кратко, то объем вяжущего DOROMIX был рассчитан точно с помощью поддона размером 50 на 50 см (0,25 кв. метра). И затем, когда шел трактор с цементораспределителем, эти поддоны взвешивали на электронных весах и закрывали заслон. Заслонку надо отрегулировать для определения оптимального количества вяжущего для проведения работ», – уточняет менеджер дорожно-строительной компании.
В ходе работ специалисты компании регенерировали дорожную одежду существующей дороги, не достигая слоя основания из песка и глины. На существующий слой асфальтобетона толщиной 10 см отсыпалась щебеночно-песчаная смесь толщиной 8–9 см, и все это перемешивалось с комплексным минеральным вяжущим DOROMIX. При этом совсем немного захватывался щебень, который есть в основании дороги. «Таким образом, мы восстанавливаем несущую способность дорожной одежды, после чего укладываем на нее два слоя асфальта», – говорит Юрий Фоменко.
Тройная экономия
Сравнение стоимости проведенных с помощью DOROMIX работ с восстановительными работами на аналогичном участке другой дороги, где данный материал не применялся, показало значительное снижение затрат. Расчет продемонстрировал, что, применяя DOROMIX, инвестор или заказчик тратит на восстановление километра дорог в 3,5 раза меньше денежных средств, чем в случае работы по стандартной технологии, которая десятилетиями использовалась ранее.
«Есть два пути. Первый – это когда мы производим полную разборку дорожной одежды и ее утилизацию: вывозим песок, щебень и слой асфальта, чтобы затем положить новую дорожную одежду. И второй – когда мы производим регенерацию дорожной одежды с комплексным минеральным вяжущим DOROMIX и укладываем два слоя асфальтобетона. Во втором случае экономия затрат получается колоссальная», – отмечает Юрий Фоменко.
Качество работ, проведенных с помощью комплексного минерального вяжущего DOROMIX на экспериментальном участке дороги, было проверено заказчиком и оценено на отлично. Есть все основания полагать, что после такого ремонта дорожная одежда будет служить дольше, чем при использовании традиционной технологии.
«Ремонт такого участка дороги длиною 8 км по традиционной технологии обошелся бы в 500 млн рублей. С применением комплексного минерального вяжущего DOROMIX нам удалось уложиться в 150 млн рублей, поэтому мы и дальше непременно будем применять это решение в новых проектах. А так как подобных, требующих ремонта дорог по нашему району много, то при использовании вяжущего DOROMIX будет получена колоссальная выгода всеми заинтересованными сторонами на областном уровне», – заключает Юрий Фоменко.
Как подтвердили в региональном управлении дорожного строительства, DOROMIX показал отличные результаты при регенерации калужских дорог. И в 2023 году компания «Холсим Россия» собирается отгрузить уже более 5 тысяч тонн комплексных минеральных вяжущих DOROMIX для проектов холодной регенерации асфальтобетонных автомобильных дорог Калужской области.
Дмитрий Воробьев, менеджер по продуктам «Холсим Россия»: «Наши клиенты прежде всего смотрят на такие показатели, как временные и финансовые затраты. Поэтому первая наша задача в рамках предоставляемых нами продуктов и сервисов – это оптимизация сметы. Мы добиваемся того, чтобы применяемая асфальтогранулобетонная смесь, в приготовлении которой используется минимальная дозировка вяжущего для обеспечения необходимых физико-механических характеристик асфальтогранулобетона, имела оптимальную стоимость. Все работы на объектах производятся в полном соответствии с проектом, наше решение DOROMIX обеспечивает быстрый ввод дороги в эксплуатацию без каких-либо задержек. Как результат, мы добиваемся и сокращения сроков строительства, и снижения его стоимости».