Барнаульский завод обеспечит колесными дисками крупнейшие российские предприятия сельхозмашиностроения

Барнаульский завод обеспечит колесными дисками крупнейшие российские предприятия сельхозмашиностроения

23.09.2022
Новости Машиностроение

Барнаульский завод механических прессов – единственный в России производитель колесных дисков для сельскохозяйственной и другой тяжелой техники – после введения всего комплекса оборудования планирует в четыре раза увеличить объемы выпуска. Это позволит заместить зарубежных конкурентов и закрыть потребности российского рынка.

Завод в заводе

Потребность в колёсных дисках большего диаметра для крупногабаритной техники долгое время покрывалась за счёт поставок из-за рубежа —Украины, Польши, Турции и Китая. Потребители и рады были бы купить продукцию отечественного изготовления, но в этом сегменте российских производителей до 2021 года не было. Отечественные предприятия сосредоточены на выпуске относительно небольших размеров дисков — до 24 дюймов, а всё, что более — поле непаханое. Однако запуск нового производства требует огромных инвестиций. С учётом создавшихся предпосылок к 2018 году у руководителя группы промышленных предприятий «Барнаульский завод мехпрессов» Сергея Ферапонтова был готов бизнес-план создания производства колесных дисков. Проект поддержало Правительство Алтайского края — на его реализацию Фонд развития Алтайского края выдал льготный заём в размере 203 млн рублей, ещё 350 млн рублей предприятие вложило собственных средств.

БЗМП имеет необходимый набор современного оборудования для металлообработки и изготовления деталей, узлов и агрегатов любой сложности. Но для открытия нового производства потребовалось дополнительное высокотехнологичное оборудование, его закупили в 2019 году. Фактически это завод в заводе — в отдельном помещении, со своими очистными сооружениями, которые очищают стоки, образующиеся при фосфотации и травлении поверхности изделий. Кстати, их проект выполнили специалисты Алтайского технического университета.

Первой пришла линия обода, но из-за пандемии для проведения пусконаладочных работ китайских специалистов долгое время не выпускали из страны, тогда наши сотрудники сделали всё сами, консультируясь с китайскими коллегами дистанционно, — рассказал Сергей Ферапонтов. — Помогли коллеги с ярославского завода, где этот же китайский производитель установил аналогичные линии по выпуску колёсных дисков, но для легковых автомобилей. Там есть обученные ими специалисты, с согласия поставщика их и пригласили. Линии по производству рёбер для дисков, по заготовке металла монтировали собственными силами.

От ручного к автоматизированию

Весной прошлого года на заводе выпустили первые, самые крупные по размеру диски. Сейчас предприятие производит в сутки 50 изделий от 20 до 54 дюймов в диаметре. Процесс этот трудоёмкий — линия изготовления колесного диска включает 14 станков для прокатки, калибровки заготовок. Станки высотой пять метров занимают пролёт цеха длиной 120 метров. В другом пролёте изготавливают рёбра обода. На следующем этапе обод и ребро собирают в изделие, приваривают вручную на специальных вращателях. В перспективе эту работу будут производить японские роботы-сварщики. Далее колёсные диски проверяют на отсутствие биения на испытательных стендах.

Затем изделия грунтуют, красят. Пока это делают по собственной технологии в ручном режиме. После ввода в эксплуатацию полного комплекса оборудования — линии катафореза (грунтовки) и покрасочных роботов, этот процесс будет полностью автоматизирован, а значит, увеличится производительность. Из-за пандемии линия катафореза также пришла с опозданием, буквально несколько месяцев назад поступил последний контейнер. На днях до Барнаула добрались-таки китайские специалисты для проведения пусконаладочных работ.

Открытие нового производственного участка позволило создать дополнительно порядка 70 рабочих мест. С введением полного комплекса оборудования потребуется ещё 30 человек. Сейчас линия работает в две смены, в перспективе она будет задействована 24 часа, в три смены. Первопроходцев нового производства обучали на месте, наставниками были все те же ярославские коллеги. Новичков уже обучают местные специалисты.

Растущий спрос

Когда будет смонтирована линия катафореза, планируем выйти на производство 80 тыс. изделий в год, — говорит Сергей Ферапонтов. — Это поможет закрыть потребность российского рынка на 90% и заместить импортную продукцию.

В перспективе терминал отгрузки тоже будет автоматическим. Пока диски отгружают вручную, прямо из производственного цеха. На наших глазах грузили диски диаметром 54 дюйма для отправки на Петербургский тракторный завод. Также среди основных заказчиков — «Гомсельмаш» (Беларусь), «Ростсельмаш». Для «Ростсельмаша» недавно выпустили опытную партию колёсных дисков диаметром 27-32 дюйма. Интерес к продукции барнаульского завода проявили на агрофоруме «День сибирского поля», готовность заказать колёсные диски для тракторов и комбайнов выразили не только предприятия Алтайского края и других регионов, но и Монголии и Казахстана. Да и российские производители тяжёлой техники, судя по аналитике, наращивают объёмы. Так, Петербургский тракторный завод (входит в группу компаний «Кировский завод») отчитался на агрофоруме, что в 2022 году увеличил производство почти на 33%. А значит, растёт и потребность в колесных дисках.

Стало больше покупателей, — констатирует Сергей Ферапонтов. – С введением санкций тяжелее стало покупать продукцию в Европе, Турции, Китае. Однако полностью удовлетворить растущий спрос сможем только после выхода на полную проектную мощность. Предстоит запустить приобретенное оборудование, а далее собственных средств должно хватить на воплощение проекта. Остальные производства — кузнечное, металло- и деревообработка — тоже загружены. Заказы есть. Работать надо.

Итоговая стоимость реализации проекта (с учётом общестроительных работ и закупа оборудования) — около 1 млрд рублей. Собственных средств на данном этапе вложено 350 млн руб. Фонд развития Алтайского края предоставил льготный заём — 203 млн рублей.