Копакинг: какова ситуация с материалами на рынке дополнительной упаковки
В марте 2022 года произошли серьезные изменения на российском рынке копакинга – объединенной упаковки товаров. Во-первых, ушли крупные зарубежные заказчики, во-вторых, в целом снизилась промоактивность компаний. Также сократились возможности по использованию материалов для копакинга, так как некоторые из них в России не производятся.
Сергей Каченов, менеджер по развитию бизнеса FM Logistic в России. Традиционно под копакингом подразумевают составление комплектов, создание объединенной упаковки. Чаще всего производители и ритейлеры используют этот инструмент для проведения маркетинговой активности в точках продаж. Однако, как мы узнаем далее, некоторое отклонение от этого устоявшегося понимания происходит уже сегодня.
Начиная с марта 2022 года, рынок копакинга в России изменился на 180 градусов. Причиной тому стало сразу несколько факторов.
В первую очередь, это связано с уходом крупных международных компаний-заказчиков из России, а также снижением объемов складского хранения и обработки у компаний, которые продолжили вести бизнес в России. Произошла оптимизация бюджетов и пересмотр ранее запланированных инвестиций – как следствие сократился ассортимент и соответственно уменьшилось число промоакций в магазинах.
Были заморожены проекты, которые предполагали использование импортной продукции, таким образом, компании отказались от маркетинговых активностей или запуска нового товара. Рынок перестраивается на закупку картона и гибких упаковочных материалов на локальном или азиатском рынках.
При этом, стоит отметить, что повысился интерес к копакингу и контрактному производству у некоторых локальных производителей, ведь у них появилась возможность занять или увеличить рыночную нишу.
Какова ситуация с материалами для рынка дополнительной упаковки в России на сегодняшний день?
- Стретч-пленка. Как минимум 50% ритейлеров используют вторичный стретч. С конца февраля количество компаний, использующих этот материал, возросло. Несмотря на его преимущества, полного отказа от первичной пленки не произойдет, поскольку рынку нужно сырье для производства «вторички». Кроме того, значительного увеличения доли вторичного стретча тоже не прогнозируется, так как рынок использует отходы стретч-пленки не только для производства «вторички» (на это идет около 50% сырья), но и для других товаров.
- Гофроупаковка. Локальный рынок гофроупаковки нестабилен. За летний период 2022 года произошло уменьшение ее стоимости на 3-11% из-за искусственного занижения цен переработчиками макулатуры, а также имеющегося переизбытка сырья на рынке. Начиная со второй половины августа 2022 года, цены начали расти и по прогнозам к концу сентября повысятся на 10-15%. Гофрокомбинаты используют для печати пигменты и в цехах смешивания изготавливают цвета, соответствующие пантонам. С пигментами сейчас больших проблем нет.
- Импортная картонная упаковка с двухсторонним мелованием. Этот материал больше подходит для потребительской и промоупаковки. Его использование влечет увеличенные сроки поставки и валютные риски. Российских аналогов картонной упаковки с двухсторонним мелованием нет. В качестве альтернативы можно рассматривать картон из Индонезии.
- Локальная картонная упаковка с односторонним мелованием и макулатурный картон. В России нет проблем с заказами и поставками данных материалов. Есть сложность с печатью и наличием качественных красок, стоимость и сроки поставки которых увеличились. Некоторых цветов из таблицы Pantone нет в наличии. Зачастую типографии пытаются попасть в них с помощью CMYK, чтобы не тратить время. Клиенты-заказчики с данным подходом согласны. Читайте также: «Вкусно – и точка» презентовала новый дизайн упаковки
- Этикетки и бумага. Многие поставщики этикеток и бумаги обратили внимание на сырье из Юго-Восточной Азии. Цены на него уже снижаются из-за переориентации закупок и налаживания поставок. По нашим прогнозам, стоимость этого сырья к октябрю текущего года уменьшится примерно на 5%.
Рынок копакинга в России восстанавливается, но уже не в тех объемах, как это было ранее. Многие компании в классическом офлайн-ритейле по-прежнему не готовы выделять бюджеты на промоакции, связанные с дополнительными упаковочными решениями. При этом, рынок e-commerce с дополнительной переупаковкой уверенно развивается как отдельный канал продаж и наряду с отечественным производством выступает своего рода драйвером.
У онлайн-ритейла становится больше поставщиков, которые используют дополнительную упаковку для своего товара. Возможно, в связи с этим произойдут качественные изменения и самого рынка копакинга.
В классических точках продаж больше используются такие материалы, как ПОФ-пленка и картон с печатью, в то время как онлайн-ритейл больше сосредоточен на группаже в пленке, zip-пакетах и гофрокоробах в зависимости от типа товара. В любом случае, делать какие-либо долгосрочные прогнозы сегодня невозможно, мы дали лишь краткую сводку, позволяющую планировать свои активности на ближайшее время. Сергей Каченов, менеджер по развитию бизнеса FM Logistic в России.