Серым по белому: автодилеры находятся в ожидании закона о параллельном импорте

Серым по белому: автодилеры находятся в ожидании закона о параллельном импорте

03.10.2022
Новости Автомобильная промышленность

Белорусы практически перестали покупать новые авто. За август дилеры по всей стране продали лишь 542 автомобиля – падение на 80%. Как сейчас крепятся дилеры и с чего живут, порталу Tochka.by рассказал генеральный директор автомобильного холдинга «Атлант-М» Игорь Сукач.

Антикризисные меры

Ценник на новые авто кусается, да и выбор небольшой. В прошлом году на рынке были представлены 112 моделей, а в этом августе – всего 36. У самого крупного автомобильного дилера страны – «Атлант-М» в наличии остались – Kia, Volkswagen, Toyota, Lexus и, конечно же, Geely.

Сейчас «Атлант-М» ведет переговоры с китайскими брендами. Это долгий процесс. Китайцы смотрят на наш рынок авто как на дочерний российский.

Модель бизнеса у холдинга такая, что половину дохода дилеру приносит сервис. А еще «Атлант-М» зарабатывает на продаже авто с пробегом.

Времена настали настолько интересные, что «Атлант-М» в качестве эксперимента даже начал продавать квадроциклы и багги. Стоят они немало. Цены стартуют от Br34 тысяч. Еще пару лет назад за эти деньги можно было купить бюджетный седан.

Спасательный круг

Автодилеры ждут шагов от правительства по введению параллельного импорта. По этому пути после введения санкций и ограничений пошла, к примеру, соседняя Россия. Простыми словами: там разрешили ввоз оригинальных товаров без согласия правообладателей. В российский список попали 50 автомобильных марок преимущественно среднего, премиального и люксового сегментов, а также коммерческая техника.

На введение подобной схемы рассчитывает и белорусский бизнес.

«Параллельный импорт – благо для наших потребителей и предприятий. Складские запасы автомобилей постепенно вымываются, а спрос на новые автомобили пусть и упал, но постепенно возвращается. Когда альтернативных предложений нет, для многих потребителей параллельный импорт – единственная возможность купить именно то авто, которое хочется», – уверен Игорь Сукач.

Правда, ожидать сколь-нибудь минимального снижения цен на рынке в первое время вряд ли приходится. Кроме затрат на растаможку и НДС к цене авто прибавится стоимость логистики. Но хотя бы есть шанс, что в автосалонах появится побольше автомобилей, а дальше уже конкуренция сделает свое дело.

Что говорят в белорусском правительстве

О том, что в Беларуси легализуют параллельный импорт, правительство объявило еще в самом начале июня. Там сообщили о начале разработки соответствующего законопроекта.

Логика предлагается схожая с Россией: предоставить возможность ввозить оригинальный товар не только самим правообладателям или их официальным дистрибьюторам, но и любым импортерам.

В июле легализация параллельного импорта была включена в программу действий по стабилизации цен на 2022 год. Соответственно, можно было ожидать, что у законопроекта будет приоритет и «зеленый свет».

Но затем бюрократическая машина начала притормаживать.

Законопроект на полях сентябрьского международного форума-выставки «Трейд Диалог» прокомментировал министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов.

«Документ сейчас находится на согласовании в Совете Министров. До конца года, надеюсь, будет принят», – оценил перспективы министр.

Tochka.by обратилась в Министерство антимонопольного регулирования и торговли за уточнениями. Но в полученном редакции ответе говорится, что МАРТ «полагает нецелесообразным в настоящее время представление комментариев по представленным вопросам».

Общественности и бизнесу, видимо, предлагается дождаться появления самого документа и уже потом разбираться с его тонкостями.

Опыт других стран

В упомянутой соседней России параллельный импорт разрешили буквально через месяц после массового ввода ограничений – в конце марта. Новая схема работает, но не очень активно.

По данным аналитического агентства «Автостат», в последние месяцы лидером по поставкам авто на российский рынок стали корейская Hyundai и китайская Chery. Зато дальше следуют Toyota и Mitsubishi, которые фигурируют в перечне Минпромторга РФ по параллельному импорту.

А еще есть Иран, что в санкциях как в шелках. Но тем не менее при помощи Peugeot смогли построить завод Iran Khodro. Марка теперь сама протягивает руку помощи россиянам – товарищам по санкциям.

Раз уже метят в Россию, значит, могут попасть и к нам. Правда, Iran Khodro клепают неказистые брички, преимущественно с механическими коробками передач, не приспособленные для наших широт – без подогрева сидений и руля.

Если параллельный импорт не заработает, станем отдаленно смахивать на Кубу – кататься на старых авто и чинить их до победного. Но и с параллельным импортом не легче, ценник искусает кошелек до дыр. Нужно понять и принять факт – новый автомобиль уже не средство передвижения, а роскошь.