Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по созданию судоремонтного кластера на Камчатке

Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по созданию судоремонтного кластера на Камчатке

09.10.2022
Новости Судостроение

План должны представить президенту до 1 декабря 2022 года

Правительство России совместно с государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» должно подготовить и представить предложения по созданию судоремонтного кластера в Камчатском крае. Такое поручение Владимир Путин дал по итогам совещания по вопросам долгосрочного социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа.

Ответственными за выполнение поручения назначены премьер-министр России Михаил Мишустин и председатель государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов. Предложения должны быть представлены в срок до 1 декабря 2022 года.

Напомним, на минувшей неделе состоялось совещание по долгосрочному социально-экономическому развитию Петропавловск-Камчатской агломерации. Губернатор Камчатского края Владимир Солодов обратился к президенту с предложением возродить в регионе судоремонтную отрасль.

«Традиционно Камчатка являлась центром судоремонта, но, к сожалению, с советского времени по большому счету эта отрасль утратила свое значение. У нас есть в Петропавловске даже район, он так и называется в народе: СРВ – судоремонтная верфь. Сегодня он представляет собой, извините, руины просто, это заброшенные промышленные здания. Я считаю, что наша главная задача – возродить эту отрасль. Мы должны снова вернуть на Камчатку судоремонт, тем более что для этого есть все возможности и предпосылки. У нас самый большой рыболовецкий флот в России вокруг Камчатки осуществляет добычу, а половина ремонта, по крайней мере, до прошлого года, уходила в зарубежные страны — 51 процент. Основным провайдером этих услуг была Южная Корея», — рассказал Владимир Солодов.

По словам губернатора края, сейчас предприятия осуществляют работу по переориентации, есть уже первый проект по созданию кластера.

«Суть его заключается в том, чтобы создать производственную площадку, док построить и перейти к осуществлению доковых ремонтов здесь у нас, на Камчатке, по крайней мере, для основной части рыбопромыслового флота, а в перспективе — и для судов пограничного флота, и для других судов, которые здесь несут свою службу. Проект является резидентом территории опережающего развития, мы всячески помогаем. Но отдельные подвижки нам потребуются с точки зрения долгосрочного финансирования по льготным ставкам, в том числе через механизмы, которые есть в институтах развития», — пояснил глава региона.

Кроме того на совещании выступил генеральный директор ООО «Терминал «Сероглазка» Владимир Вальтер. Он рассказал, что в Петропавловске-Камчатском на площади порядка 16 гектаров планируется создание современного судоремонтного предприятия, которое позволит осуществить не менее 50 процентов доковых и надводных ремонтов. При этом он отметил, что сложный ремонт технологического оборудования на сегодняшний день на Дальнем Востоке невозможен.

«Проект является достаточно серьезным и сложным с точки зрения всех его составляющих. Во-первых, это на сегодняшний день отсутствие развитых технологий, отвечающих требованиям современных судов, которые у нас сейчас строятся по программе инвестиционных квот, отсутствие складов запасных частей и налаженной логистики по доставке. Технологии судоремонта, к сожалению, остались неразвитыми и находятся где-то в пределах 60–70-х годов. Отсутствует преемственность поколений, очень большой дефицит кадров. К сожалению, учебные заведения на сегодняшний день не специализируются на развитии судоремонтных факультетов. И, безусловно, длительные инвестиционные фазы таких проектов – от семи до восьми лет – требуют серьезных финансовых вложений на длительные периоды времени», — рассказал Владимир Вальтер.

Он подчеркнул, что для успешной реализации проекта на Камчатке по судоремонту необходимо именно льготное долгосрочное финансирование, механизмы которого есть в корпорации «ВЭБ.РФ».

Владимир Путин в свою очередь заявил, что судоремонт и судостроение на Дальнем Востоке нужно возрождать: «Я уже сейчас не говорю про известный комплекс «Звезда», но и в других местах, везде нужно это делать, безусловно. Это будет способствовать закреплению людей за этими территориями, внедрению новых технологий, качеству рабочей силы и производства, уровню заработной платы — чрезвычайно важная вещь».