Почему в высокоширотной Арктике надо возрождать авиацию

Почему в высокоширотной Арктике надо возрождать авиацию

18.10.2022
Новости Авиационная промышленность

Сейчас очень много говорят о перспективах в освоении высокоширотной Арктики. Задач много. Но как-то забывается, что нужно не только прокладывать новые трассы, бурить новые скважины и благоустраивать поселения и станции, но и возрождать гражданскую полярную авиацию. Чтобы у нас было если не максимально много, но минимально достаточно таких полярных асов, как Саня Григорьев из культовой книги "Два капитана".

Полярной авиации как таковой у нас фактически уже и нет. Нет авиапредприятий, которые традиционно работали в Арктике. На Диксоне была знаменитая вертолетная эскадрилья, в Хатанге, Тикси, Черском, Игарке были полярные авиаотряды...

Главное отличие авиации советского времени от сегодняшней: тогда летчики жили и работали в Арктике, она была для них родным домом. Сейчас люди приезжают сюда работать эпизодически, подчас в режиме вахтового метода. В основном это представители компаний, выигравших конкурс на проведение летных работ. Конкурсные процедуры бюджетных закупок относятся и к авиации, поэтому сегодня у нас работают летчики с юга, которые до этого года дрейфующих льдов не видели.

Они прекрасные люди и специалисты, великолепно владеющие техникой. Но их огромный опыт связан именно с югом. Их нельзя назвать полярными летчиками. Полярный летчик может появиться только тогда, когда он живет в полярных условиях, когда снег перед глазами, снежные вихри, низкие температуры - постоянное явление. У него психологически, в подкорке записано, что это окружающая его действительность, которую подсознание принимает, а не отвергает. А летчики из других регионов привыкли жить в другом мире, где тепло. В высокоширотной Арктике - все белое, непонятное, сливающееся с горизонтом. И стоит задача: уверенно летать и правильно приземляться в окутывающую белизну, и выполнять это многократно и уверенно.

Наши летчики справились со всеми поставленными задачами, но им было сложно.

Кажется, наши маленькие проблемы. Ничего подобного. За нашими трудностями стоят проблемы арктической авиации, от которой мало что осталось. Да, есть авиаотряды в Нарьян-Маре, Архангельске, Норильске, Красноярске. Но это материковая Арктика. Арктика высокоширотная начинается дальше, за Карскими Воротами. Это Северный морской путь и выше, где наиболее суровые условия.

Мне повезло в свое время работать с советскими полярными летчиками. Это были блестящие специалисты, виртуозно владеющие техникой в высокоширотных условиях. Для них никаких проблем не составляло летать в любое время и в любую погоду.

Надо, чтобы гражданские авиапредприятия переместились в арктическую зону, чтобы летчики жили на Крайнем Севере постоянно. Когда человек живет в тех же условиях, в которых летает, для него, повторюсь, они естественны. А когда попадает от случая к случаю, они вызывают внутреннее удивление. Это подсознание, его директивами не сломать. Между тем в критических ситуациях, когда нужны особое умение и огромный опыт, с задачами справятся только полярные летчики.

Есть и проблемы, связанные с самим авиапарком. Северные условия требуют все же использования вертолетов, способных перевозить большой объем грузов. Такие вертолеты есть далеко не всегда.