Профессор Масленников: банкротство вернет "Восточную верфь" под контроль государства
Банкротство «Восточной верфи» переведет предприятие в госсобственность и решит его проблемы, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заведующий кафедрой теории менеджмента и бизнес-технологий, доктор экономических наук Валерий Масленников. Такие прецеденты неоднократно случились в РФ и несли с собой позитивные эффекты.
«Восточная верфь» подала на банкротство
Судостроительный завод АО «Восточная верфь» подал в Арбитражный суд Приморского край заявление о признании себя банкротом.
Предприятие, по данным источника «Октагон.Восток», давно пребывает в предбанкротном состоянии – компанией был сорван заказ на строительство танкеров ледового класса для нужд Минобороны РФ, стоимость которого превышает 10 млрд рублей.
За заводом числится непогашенный кредит «Промсвязьбанка» на 3 млрд рублей, также против него поданы исковые заявления на сумму в десятки миллионов рублей.
За два года на «Восточной верфи» сменилось пять руководителей, и это ухудшило ситуацию. 29% акций предприятия принадлежит его бывшему руководителю Геннадию Лазареву, а 6% члену совета директоров Андрею Мирошниченко.
В годовом отчете за 2021 год был заявлен крупный убыток и нехватка средств для расчета по обязательствам. Отрицательные активы предприятия, как утверждает издание «Коммерсант», превысили несколько миллиардов рублей.
Несмотря на это, компания вела нормальную финансовую и производственную деятельность: выручка «Восточной верфи» в 2020 году составляла 3,03 млрд рублей, а в 2021 году – 4,83 млрд рублей. Цифры говорят о том, что проблемы завода в управлении.
Предприятие имеет славную историю
«Восточная верфь» была основано во Владивостоке в 1952 года для строительства малотоннажных кораблей для нужд Тихоокеанского флота и пограничных сил, но в 1994 году его преобразовали в акционерное общество и сделали частной компанией.
Длительное время завод был успешным, а к 2010 году он вышел на 85% загрузки от советских времен, что немало – до начала крымских событий мы делали ставку на иностранный фрахт и недостаточно занимались собственным кораблестроением.
Теперь ситуация поменялась: санкции осложнили нашей стране морские грузоперевозки, особенно в энергетической сфере, строительство своего торгового флота превратилось в одну из важнейших стратегических задач в народном хозяйстве.
Санкции могли ухудшить положение «Северной верфи»: в марте 2022 года недружественные страны запретили экспортировать в Россию судовые комплектующие, не исключено, что это стало одним из поводов для банкротства.
Судостроительные предприятия, которые не входят в ОСК, самостоятельно решают свои экономические проблемы, в том числе по заказам и поставкам комплектующих.
Мощности в любом случае без работы не останутся и в случае банкротства «Северной верфи»: заместитель руководителя Минпромторга РФ Виктор Евтухов в начале сентября заявил, что до 2035 года спрос в РФ на отечественные суда оценивается в 1500 единиц.
Предприятие перейдет под контроль государства
«Выскажу свое мнение: выкупать подобные предприятие очень сложно, а Правительство РФ уже много лет, как применяет следующую модель по работе с такими структурами – их сначала банкротят, а затем передают в госсобственность. И это один из способов изъятия активов в пользу государств. Полагаю, что нужно смотреть на ситуацию с данных позиций. Те шараханья из стороны в сторону, которые допускают руководители, прекращаются после банкротства, когда предприятия возвращается под контроль государства», - заключает профессор Валерий Масленников.
Таких прецедентов было немало: приватизированные в девяностые годы предприятия не выполняли государственных задач, банкротились, возвращались под контроль государства и начинали работать в национальных интересах.
Речь тут идет о важном предприятии, с ним и после банкротства ничего не произойдет.
«Что касается ситуации с судостроением в России, то некоторые моменты в нем не ускорить. Данный сектор экономики плотно связан с материально-технической базой, инвестиции куда требуют не один или два года, а значительно большего времени. Второй момент связан со стратегий собственников, решающих свои финансовые задачи. В девяностые годы к руководству там пришли люди, которые занимались потоками денег, а не развитием производственной инфраструктуры. Благодаря этому в отрасли не было стратегии, а только изъятие средств», - резюмирует Масленников.
Нечто похожее наверняка происходило и на «Восточной верфи».