Где взять тагачи для перевозки грузов после ухода европейских производителей грузовиков
Изменение рынка в связи с уходом из РФ крупных производителей техники, пути и варианты их замещения, об импортозамещении при производстве КАМАЗов.
Приостановка работы, а затем и тотальный отток из России именитых мировых производителей существенно изменили отечественный рынок в секторе грузовой и коммерческой авто техники. На сегодняшний день он находится в подвешенном состоянии, а российские производители находятся в поиске выхода из тяжкого положения.
Быстрое и демонстративное отбытие из РФ предприятий «большой европейской семерки», куда входят такие бренды как Scania, MAN, Volvo Truck, Mercedes-Benz, DAF, Renault и Iveco, а также жесткие условия санкций ЕС, с присоединившимися к ним USA и Канадой, нанесли по отечественному рынку серьезный удар. В результате прекращена поставка грузовиков полной массой более 9 т, двигателей от 400 л. с., приостановлено сотрудничество в сфере автопроизводства (под вопросом функционирование КАМАЗа и ГАЗа) и поставка запчастей.
У российских предприятий, создающих автомобильную технику, всегда была высокая зависимость от поставки комплектующих из-за рубежа. И это вовсе не экономический просчет, а нормальная мировая практика. Дело в том, что производство всего перечня компонентов для автомобилестроения, даже в рамках государства, обладающего наиболее емким рынком, экономически нецелесообразно.
Переориентация возможна, но для нее необходимо время, так как невозможно сиюминутно наладить поставки деталей от партнеров, находящихся на других концах света. Тем временем, сотрудничество с предприятиями в России прекратили Daimler Truck AG, поставляющая комплектующие для сборки КАМАЗов, а также MAN и Scania. Компания IVECO передала свои акции в совместном предприятии и ушла из РФ, в Volvo Group постепенно сокращают персонал. Японские производители не так категоричны, но тоже не видят будущего в продолжении начатых ими в РФ проектов.
Магистральные тягачи, применяемые при междугородних и международных поставках, полностью поставлялись из ЕС. Чтобы это изменить, десятилетие назад, в партнерстве с немецкой компанией Daimler AG был создан КАМАЗ-5490 (поколения К4). Модель сразу заняла лидирующие позиции в отечественном сегменте. Однако, созданную европейцами брешь ей не перекрыть, тем более, что она уже порядком устарела. Идет накопление отложенного спроса, который в скором времени начнет давить. Уже сейчас ясно, что в обозримом будущем товары из России в Казахстан будут доставляться не так оперативно как сейчас.
Отложенный спрос можно было бы перекрыть новыми КАМАЗами модели КАМАЗ-54901 (поколения К5) и МАЗами из Беларуси. Но из-за санкций это пока невозможно. Локализация необходима, тем более, что на КАМАЗе о ней задумывались и ранее. Уже освоено локальное изготовление узлов и агрегатов, силовой гаммы. Это штамповка кабины, ее интерьер, двигатель и многое иное. Однако заместить все 100 тыс. деталей быстро — непросто.
В настоящее время предприятие всерьез ищет местных производителей, способных поставлять необходимые детали (например, из пластика, насосы, тросовые лебедки, гидроцилиндры, материалы шумоизоляции, датчики, стеклоподъемники, дверные замки, системы по очистке воздуха, тормозные системы и пр.) в высоком качестве.
У автомобильного завода «Урал» также в повестке дня стоит выпуск тягачей.