В ЕС договорились реформировать систему торговли выбросами
Депутаты Европарламента и правительства стран ЕС договорились о реформировании системы торговли выбросами (ETS), действующей в Евросоюзе с 2005 года. В течение восьмилетнего периода будет проходить поэтапная отмена бесплатных квот для предприятий.
Средняя цена на СО₂ за неделю составила 90,5 €/т (-1 €/т по сравнению с предыдущей неделей). Участники переговоров от Европейского союза временно договорились накопить 2 миллиарда евро от продажи квот на выбросы СО₂ в резерв стабильности рынка ETS до конца августа 2026 года. Собранные деньги будут опосредованно использованы для оплаты пакета субсидий в размере 20 миллиардов евро, направленных на инвестиции в энергетику в рамках программы REPowerEU.
Страны-члены также достигли соглашения о первом в мире крупном пограничном налоге на двуокись углерода, который вступит в силу в 2026 году. Кроме того, политики договорились увеличить целевой показатель сокращения выбросов для отраслей, охватываемых системой торговли квотами на выбросы, к 2030 году, установив новую цель на уровне 62 процентов по сравнению с уровнем 1990 года. В результате этого рост цен на СО₂ в ближайшие годы ускорится. При этом сегодняшняя цена не должна слишком сильно вырасти, так как рынок уже учитывает стоимость большей части содержания договора.
В течение восьмилетнего периода будет проходить поэтапная отмена бесплатных квот для предприятий. Так, в 2026 году число таких квот сократится на 2,5%, а к 2034 году от них планируется отказаться полностью.
Кроме того, планируется скорректировать Пограничный механизм регулировки углеродных выбросов (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM). Он предусматривает пошлины на сталь, цемент, алюминий, удобрения, водород и электроэнергию из третьих стран. CBAM предусматривает, что если, к примеру, китайская компания собирается продать сталь в ЕС, а ее производство не соответствует экологическим стандартам Евросоюза, то она обязана приобрести сертификаты на выбросы СО₂, чтобы компенсировать вред, наносимый окружающей среде. При этом в период с 2026 по 2034 года продажу таких сертификатов планируется последовательно снизить до нуля.
К 2025 году Еврокомиссия также должна оценить риски, связанные с вывозимой в третьи страны продукцией ЕС, при производстве которой в атмосферу выбрасываются большие объемы углекислого газа, и, при необходимости, представить соответствующее требованиям Всемирной торговой организации (ВТО) законодательное предложение для устранения негативного влияния. Средства от продажи 47,5 млн сертификатов будут направлены на дополнительную оценку угроз.
Кроме того, к 2027 году планируется создать механизм ETS II для автотранспорта и строительной сферы. При этом запуск ETS II может быть отложен до 2028 года, если цены на энергоносители будут оставаться чрезвычайно высокими. В Германии аналогичная система для обоих секторов, к примеру, уже работает.
Наконец, предусмотрено внесение дополнительных средств в инновационный и модернизационные фонды Евросоюза.