Российские ученые создали беспроводную зарядку для электротранспорта
Прототип представляет собой две коробочки небольшого размера. Одну надо устанавливать на днище электромобиля, вторую — зарывать в парковочное место. Автомобиль паркуется, зарядка начинается.
Систему беспроводной зарядки для электротранспорта создали специалисты Нового физтеха ИТМО вместе с петербургской компанией «Яблочков». Она производит зарядные станции для электрокаров.
Разработка поддерживает единый стандарт беспроводной передачи энергии SAE J2954. Это значит, что она заряжает любой вид электротранспорта. Установку уже протестировали — прототип зарядил электрокар за 6 часов. В будущем скорость вырастет за счет увеличения мощности устройства. На заряд одного электромобиля до 80% будет уходить примерно час. По крайней мере, так заявляют производители.
Главная особенность системы
В отличие от существующих на российском рынке аналогов, установка не требует контактного соединения. Ее работу описывают так: транспорт подъезжает к станции, останавливается на отведенное парковочное место и начинает автоматически получать энергию. «А электробусы могут делать это на остановках, пока ждут пассажиров», — уточняет ведущий инженер проекта, специалист Нового физтеха ИТМО Георгий Баранов.
Механизм беспроводной зарядки электротранспорта. Фото: Дарья Боголюбова / ITMO.NEWS
Созданный прототип обеспечивает передачу 11 кВт на расстояние до 300 мм. Эффективность работы системы высокая — 95%.
Как происходит заряд
Силовой преобразователь образует постоянный ток в переменный и направляет его на передающую резонансную катушку. Она создает ближнее электромагнитное поле на частоте 85 кГц. В приемной резонансной катушке, находящейся в магнитном поле передающей катушки на расстоянии от 160 до 300 мм, возникает ток и создается электродвижущая сила (ЭДС). Затем полученная ЭДС преобразуется в постоянный ток, стабилизируется и поступает на аккумулятор транспортного средства.
Передающую резонансную катушку можно вмонтировать в дорожное покрытие, а приемную резонансную катушку прикрепить к днищу электромобиля.
Фото прототипа. Он предназначен для зарядки аккумуляторов электротранспорта мощностью 11 кВт. Источник: ITMO.NEWS
К лету 2023 года ученые планируют создать и испытать новый опытный образец с повышенной мощностью. Он будет выдавать не 11 кВт, а уже 50 кВт.