Для Минска и городов России: «Трансмашхолдинг» продолжит выпускать новые вагоны метро
Российские вагоны метро продолжат закупать для обновления и расширения вагонного парка сети подземных линий Москвы и Санкт-Петербурга. В Самаре и Новосибирске планы более скромные, но без модернизации существующих вагонов и покупки новых и им не обойтись. Впервые за девять лет новые российские метровагоны начнут поставлять в Беларусь. А исполнение контракта для метрополитена столицы Азербайджана уже завершено.
Самара: капитально-восстановительный ремонт вагонов продолжат
В прошлом году для Самары отремонтировали пять вагонов метро, срок эксплуатации которых заканчивался. К концу 2022 году из 50 вагонов в единственном городском электродепо «Кировское» обновления не требовали лишь 26: 22 из них уже модернизировали, а также в 2020 году закупили один абсолютно новый поезд из четырёх вагонов.
В 2023-2024 годах предстоит осуществить капитальный ремонт ещё 20 вагонов, что позволит к завершению строительства первой линии метро и вводу в эксплуатацию станции «Театральная» почти полностью обновить парк метрополитена, сообщил Департамент транспорта Самары.
Российские вагоны для Минского метро
Российский «Трансмашхолдинг» сообщил о подписании контракта между заводом «Метровагонмаш» и ГП «Минский метрополитен» на поставку 28 новых вагонов метро. Из них планируется сформировать семь четырёхвагонных электропоездов, предназначенных для перевозки пассажиров после ввода в эксплуатацию второго участка третьей линии Минского метро.
Контракт подписан по результатам тендера на поставку подвижного состава для Минского метрополитена, организованного Минским горисполкомом в ходе посещения 16-17 марта 2023 года «Метровагонмаша» белорусской делегацией с рабочим визитом.
Все вагоны, планируемые для приобретения Минским метро, будут моторными. При этом в новых поездах будет сквозной проход через весь состав, у дверей будет предусмотрена наружная световая сигнализация открытого и закрытого состояния. Головные вагоны оборудуют местами для маломобильных пассажиров. В пассажирских салонах установят эргономичные диваны, современные системы информирования пассажиров, обеспечения микроклимата и видеонаблюдения. Подвижной состав обеспечат надежной шумо- и теплоизоляцией, современным асинхронным тяговым приводом. В экстерьере будет использован уникальный дизайн, сообщили завод «Метровагонмаш» и ГП «Минский метрополитен».
Завод «Метровагонмаш» существует с 1897 года, а с 1934 года он занимается производством вагонов метро. В Минском метрополитене вагоны мытищинского завода работают с момента открытия метро в столице Беларуси в 1984 году. Сейчас в городе эксплуатируются 346 вагонов, изготовленных в Мытищах.
С новым контрактом российские метровагоностроители возвращаются на белорусский рынок, безальтернативным поставщиком для которого они перестали быть в минувшем десятилетии. Последний раз новые российские вагоны в Минск поступали в 2014 году. После этого для обслуживания первого участка третьей (Зеленолужской) линии к 2020 году Минским метрополитеном было получено 44 моторных вагона Stadler 20 головных модели M110 и 24 промежуточных модели M111. Их производством занималось дочернее предприятие «Штадлер Минск» швейцарской компании Stadler Rail.
Новый участок Зеленолужской линии протяжённостью более 5 км будет включать три станции: «Аэродромную», «Неморшанский сад» и «Слуцкий гостинец». Их строительство планируется завершить до конца 2024 года, сообщает сетевое издание «Tochka.by».
Заказ для Баку исполнен
Ранее, 20 февраля, «Трансмашхолдинг» сообщил о завершении АО «Метровагонмаш» исполнения контракта на поставку вагонов метро серии 81-765.Б/766.Б в ЗАО «Бакинский метрополитен». В 2020-2023 гг. в Азербайджан поставлено 60 новых вагонов метро, из которых сформировано и введено в эксплуатацию 12 поездов метро в пятивагонном исполнении.
В вагонах метро, изготовленных для Бакинского метрополитена, единый сквозной проход, увеличенные дверные проемы для ускорения посадки-высадки пассажиров, новая световая система оповещения об открытии и закрытии дверей, адаптивное освещение пассажирского салона в зависимости от времени суток, USB-розетки для зарядки гаджетов.
Также специально для Баку разработана оригинальная цветографическая схема; видоизменён дизайн фар. Для навигации пассажиров используется информационная система, адаптированная к местным условиям. В подвижном составе улучшена шумо- и теплоизоляция, автоматическая система обеззараживания воздуха с применением УФ-фильтров способствует дополнительной защите от распространения инфекций. Головные вагоны метро оборудованы местами для маломобильных пассажиров, а также площадками для размещения колясок и велосипедов.
Контракт на поставку 60 вагонов метро Бакинский метрополитен и Метровагонмаш подписали осенью 2019 года. Предприятия сотрудничают с 1967 года: за это время поставлено свыше 380 вагонов метро, изготовленных в Мытищах, сообщает «Метровагонмаш».
Санкт-Петербург
14 ноября прошлого года на Линию 1 после завершения обкатки для постоянной работы с пассажирами вышел первый состав новой серии «Балтиец» (81-725.1/726.1/727.1). К концу января в электродепо «Автово» работало уже четыре восьмивагонных состава, поступивших в 2022 году. В планах на 2023 год поставка 14 составов (112 вагонов), два из них к середине марта уже поступили с завода. До 2031 года по договору с компанией «Трансхолдлизинг» Петербургский метрополитен получит 950 вагонов «Балтиец».
Параллельно с ростом выпуска новых составов на линию для их бесперебойной работы ведётся замена устаревшего оборудования, многое из которого было установлено ещё в 50-х годах прошлого века, на современное с улучшенными техническими характеристиками. Особое внимание уделяется реконструкции совмещённых тягово-понизительных подстанций (СТП). К концу 2023 года три СТП «Автово», «Технологический институт» и «Площадь Ленина», на которых сейчас ведутся активные работы, будут полностью обновлены, передаёт СПб ГУП «Петербургский метрополитен».
«Москва» совершенствуется
В столицу России продолжат поступать составы новой модели «Москва-2020». В 2023 году ожидается поступление около 300 вагонов этой серии, доля комплектующих отечественного производства в которых уже превышает 90%.
Всего в 2023-2025 гг. город закупит для метро более 800 таких вагонов. При этом с 2024 года комплектация составов будет улучшена с учётом пожеланий пассажиров и мировых тенденций. В частности, обновят интерьеры и представят новый дизайн головного вагона («маску»). Поезда станут ещё тише и комфортнее, а в салонах установят более современные зарядные устройства для гаджетов. Больше удобств в вагонах появится для маломобильных граждан.
А с 2026 года для обслуживания новых линий и замены старых вагонов планируется выпускать уже составы нового поколения, работа над которым уже ведётся. Планируется, что он вместит больше пассажиров, его двери будут рекордно широкими, а внутри станет ещё тише и комфортнее. Также прорабатывается возможность внедрения автономного хода и беспилотного управления. С 2010 года городом закуплено более 4 тыс. вагонов современного поколения. Ими пользуются уже 70% пассажиров московского метро, сообщает ГУП «Московский метрополитен».
В Новосибирске готовятся решать «Проблему-2031»
Новосибирский метрополитен работает с 1985 года. И перед ним встала задача замены вагонов с истекающим сроком эксплуатации из числа тех. что приобретались ещё в 1980-х. Повторного капитально-восстановительного ремонта с продлением службы им уже не сделать: эту возможность уже использовали для 60% действующего вагонного парка. Поэтому на 23-й сессии городского совета в этом году мэр города поставил задачу обновления подвижного состава Новосибирского метрополитена. Необходимо приобрести не менее 14 новых пятивагонных поездов, использовать которые позволяет инфраструктура метрополитена.
Всего вагонный парк Новосибирского метрополитена насчитывает 104 вагона.
Пассажиропоток в Новосибирском метрополитене имеет тенденцию к росту. В 2022 году перевезено 77,28 млн пассажиров, в то время как в 2021 году — 75,3 млн., сообщает МУП «Новосибирский метрополитен». В прошлом году в часы пик на линию начали выходить два пятивагонных состава. Для полного перехода на пятивагонный парк не хватает свободных вагонов. В конце 2021 года между Правительствами Москвы и Новосибирской области было достигнута предварительная договорённость о выведении из эксплуатации в столице и выделении Новосибирску 26 вагонов метро, вспоминает НСК 49. Однако в дальнейшем эта история пока продолжения не получила.