В Москве создаётся федеральный центр беспилотных авиационных систем

В Москве создаётся федеральный центр беспилотных авиационных систем

15.07.2023
Новости Авиационная промышленность

Самым любопытным на этой и прошлой неделе было обострённое внимание властей к авиационной тематике. На форуме в Екатеринбурге «Иннопром-2023» председатель правительства Михаил Мишустин заявил, что в авиастроении «всё идёт по плану», и перечислил давно ожидаемые успехи, а мэр Москвы Сергей Собянин анонсировал создание в столице завода по производству комплектующих для авиалайнеров МС-21. Плюс заключены соглашения о сотрудничестве в сфере развития беспилотных авиационных систем между Москвой и шестью регионами России: Республикой Татарстан, Пермским краем, Свердловской, Томской и Ульяновской областями, а также Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой. Неужели от многословья про импортозамещение правительство и региональные власти перешли к полнокровному финансированию проектов и их полноценной реализации? Ждём результатов.

Дроностроение на марше

Напомним, ранее в рамках Петербургского международного экономического форума ­Сергей Собянин заключил соглашения о сотрудничестве в сфере развития беспилотных авиационных систем с главами пяти регионов России. В их числе Радий Хабиров (Башкортостан), Павел Малков (Рязанская область), Дмитрий Азаров (Самарская область), Максим Егоров (Тамбовская область) и Алексей Дюмин (Тульская область). Соглашения предусматривают реализацию совместных проектов по развитию российской беспилотной авиации, включая лётные испытания на базе региональных аэродромов и индустриального парка «Руднёво» при участии федерального центра беспилотных авиационных систем.

Региональные органы власти при участии АНО «Федеральный центр БАС» будут оказывать содействие в развитии производственной базы по изготовлению беспилотных авиационных систем и совершенствовании лётно-испытательной инфраструктуры, а также в подготовке операторов БАС.

Как сообщает сайт мэра Москвы, в настоящее время на территории индустриального парка «Руднёво» создаётся инфраструктура федерального центра беспилотных авиационных систем, включающего в себя центр коллективного пользования, лабораторно-исследовательский центр и лётно-испытательный комплекс. В настоящее время на его территории создаётся федеральный центр беспилотных авиационных систем с особой зоной свободных полётов площадью более 100 гектаров и высотой до 500 метров.

Резиденты центра будут разрабатывать и производить новые модели беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) различного назначения, совершенствовать авионику и внедрять технологии искусственного интеллекта. Ведущие российские разработчики и производители БПЛА и цифровых геоинформационных платформ объединятся на базе центра. Это позволит сократить отставание от мировых лидеров отрасли и снизить зависимость от импорта критических технологий.

Сегодня в гражданском обороте России насчитывается свыше 40 тыс. беспилотных летательных аппаратов различного назначения. За пять лет их производство увеличилось в 2, 5 раза, превысив 20 тыс. аппаратов в год. В Москве их производство выросло более чем в четыре раза. Правительство Москвы активно использует беспилотные авиационные системы (БАС) уже более шести лет. Их используют как в бизнес-целях, так и для нужд городского хозяйства. Дроны берут пробы воздуха, определяют скорость ветра, проводят съёмку объектов и выполняют многие другие задачи. С их помощью выявляют объекты незаконного строительства и факты нецелевого использования земельных участков, а также контролируют строительство различных объектов, благодаря чему значительно уменьшается число нарушений. За полгода в столице провели инвентаризацию более 500 тыс. объектов капитального строительства с использованием беспилотников – на такую оценку с применением традиционных методов ушло бы более 20 лет.

Правда, раз у нас так всё здорово с развитием беспилотной авиации, по-прежнему вызывает недоумение сбор денег, который организуют волонтёры, уважаемые военные корреспонденты и политики для закупки и отправки беспилотников в зону специальной военной операции. Покупают и наши, отечественные, сделанные «левшами» на коленке, в малопригодных для крупносерийного производства мастерских, и, естественно, китайские. Понятно, что вопросы надо задавать Министерству обороны. Хорошо известно, что над средними и тяжёлыми ударными и разведывательными аппаратами работа идёт давно, результаты есть. Но «мелкоту», для разведки и целеуказания, так необходимую на взводно-ротном уровне, проглядели. Теперь собираем с миру по нитке… Так что если федеральный центр беспилотных авиационных систем в Руднёво наберёт обороты, то на выходе что-то и военным достанется.

Авиапром под присмотром

Глава правительства Михаил Мишустин на «Иннопроме-2023» рассказал о деятельности по развитию ключевых отраслей, реализуемой благодаря поддержке президента. Просто перечислим основные тезисы. К первому полёту готовится широкофюзеляжный лайнер-гигант Ил-96-400М. На флагмане – МС-21 – завершаются работы по замене целого ряда зарубежных систем и агрегатов отечественными разработками. В обновлённом варианте он поднимется в небо уже в текущем году. Осенью начнутся комплексные испытания «Суперджета» c установленными двигателями ПД-8. До конца следующего года будет доработан Ту-214, один из самых надёжных типов воздушных судов. И в его конструкции не останется иностранных материалов и изделий. Целевой объём его производства через несколько лет должен составить 20 машин в год. Такой договорённости достигли в прошлом месяце во время посещения казанского авиазавода. В декабре должен получить сертификат самолёт «Байкал», который приходит на смену устаревшим Ан-2. После чего можно будет приступить к его опытной эксплуатации. В дальнейшем на нём станет устанавливаться российский двигатель, такая работа также ведётся.

Вроде бы, по словам премьера, всё оптимистично. Но присмотримся к ЛМС-901 «Байкал». Самолёт сам по себе симпатичный, в авиакомпаниях, особенно на Дальнем Востоке и за Уралом, на северах, такие ждут. В планах производителя – делать по 25 бортов ежегодно. Но изначально заявленная цена «Байкала» в 120 млн рублей сегодня приблизилась к планке 150 миллионов. Для самолёта с девятью пассажирами на борту (для однодвигательных машин это максимальная пассажировместимость) стоимость огромная. Мелкие эксплуатанты не потянут. Для сравнения: полностью «откапиталенный» в заводских условиях Ан-2 стоит всего 12–15 миллионов. Таких самолётов летает по стране ещё 400 единиц. То есть даже при наличии дешёвого лизинга и субсидий на полную замену парка Ан-2 уйдёт не менее 16 лет. А надо не просто сохранять, а развивать авиасообщение, связывать маршрутами страну, особенно глубинку. Тем более приходят неприятные вести про технические проблемы «аннушек» – самолёт производился в основном в Польше, двигатель советской разработки АШ-62ИР – тоже. И поляки давно перестали поставлять запчасти для их ремонта – гадят по инерции. Так что проблема наваливается, от её решения зависят огромные пространства и люди.