Россия будет вынуждена ввести углеродный налог

Россия будет вынуждена ввести углеродный налог

13.02.2024
Новости Энергетика

Переход на возобновляемую и зелёную электрогенерацию неразрывно связан с введением углеродного налога. Драйвером введения трансграничного углеродного налога (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM) становится ЕС. Несмотря на то, что торговые отношения России с ЕС в настоящее время минимальные, основные торговые партнеры России — Китай, Индия, Турция, Казахстан и ряд других стран — вынуждены активно внедрять углеродное регулирование в ответ на европейский трансграничный механизм. «Мы понимаем логику наших торговых партнеров. Зачем при экспорте их товаров платить налог на углерод в европейский бюджет, если можно платить его в национальные бюджеты», — заявил первый замминистра экономического развития Илья Торосов в беседе с РБК. Поэтому европейский углеродный налог с импортеров повлияет и на Россию — через основных торговых партнеров.

Цель введения налога – гарантировать, что товары, произведенные в странах ЕС и подпадающие под действие углеродного налога, конкурентноспособны с продукцией, произведенной в странах, где производители не платят налог на выбросы. На первом этапе, испытательный срок которого наступил с 1 октября 2023 года, производители товаров, поставляющие продукцию в ЕС, должны сообщать об объёме выбросов парниковых газов при производстве железа, стали, цемента, алюминия, удобрений, водорода и электроэнергии. Причём экспортёры, не входящие в ЕС, смогут вычесть стоимость CBAM, если они уже заплатили углеродный налог в своей стране. На первом переходном этапе требуется просто сообщать о выбросах, а с 2026 года придётся платить CBAM при ввозе товаров в ЕС. Это означает, что уже сейчас экспортёры продукции в ЕС должны проводить мероприятия по сокращению выбросов углекислого газа, поскольку иначе их продукция будет менее конкурентоспособной.

Введение CBAM вызывает критику среди стран, экспортирующих свою продукцию в ЕС, а Бразилия, Южная Африка и Индия уже обвинили ЕС в дискриминации. От введения CBAM в первую очередь пострадают и беднейшие страны. Пограничный налог в ЕС заставит другие страны вводить аналогичный налог, чтобы экспортёры платили в собственных странах, а не выплачивали его в ЕС или других странах. Так индийские власти уже заявили о планах ввести собственный налог на выбросы углерода, учитывая введение пограничного углеродного налога в ЕС. Российское правительство в лице Минэкономразвития также рассматривает возможность введения налога на выбросы парниковых газов, что следует из проекта плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Такой налог в России может быть введён с 2028 года. Внедрение в России своей системы взимания платы за углерод необходимо для сохранения денег на декарбонизацию внутри страны.

Доходы от введения углеродного налога в 2030 году могут составить до 4,3–4,4% ВВП. Однако, это с большой долей вероятности очень негативно скажется на стоимости товаров, а значит и на благосостоянии населения, а также ляжет дополнительной нагрузкой для компаний на ведение документооборота, связанного с этим налогом.

Вероятнее всего, такого развития событий уже не избежать, поэтому экономике России и, в первую очередь, предприятиям, ориентированным на поставки продукции на экспорт следует уже сейчас приступать к программам уменьшения выбросов парниковых газов. На особом счету стоят электрогенерация и транспорт, как одни из самых загрязняющих атмосферу отраслей экономики. Солнечная энергетика и ветрогенерация по климатическим условиям не эффективны на большей части территории России, а атомная электрогенерация и гидрогенерация практически достигли технологического максимума возможной выработки. Планирующееся увеличение выработки на атомных электростанциях на несколько процентов в общем энергобалансе не является решением проблемы.

«Чего бы ни говорили про углеводороды, чего бы ни говорили о необходимости развивать альтернативные виды энергии, а это надо делать, и мы в России этим занимаемся и, без всякого сомнения, будем делать это дальше, но от углеводородной энергетики <…> в ближайшие десятилетия, многие десятилетия человечеству никуда не деться», — заявил Президент России Владимир Путин 1.02.24 на открытии современных кампусов в регионах РФ. Логичность такого заявления понятна, Россия обладает большими запасами углеводородного сырья, а климатические условия большинства регионов России делают экономически нецелесообразным строительство объектов солнечной энергетики и ветрогенерации из-за их зависимости от погодных условий.

Новые технологии бестопливной электрогенерации, таких как Neutrinovoltaic технология, разработанная в Германии компанией Neutrino Energy Group в тесном сотрудничестве с учёными многих стран, включая Россию, может оказаться тем инструментом, который позволит постепенно уменьшать зависимость электроэнергетики России от ископаемого топлива и решать вопросы с уменьшением выбросов парниковых газов.

Бестопливное электрогенерирующее оборудование, созданное на основе Neutrinovoltaic технологии, это новый тип электрогенерации – графеновой. Такое оборудование, использующие электрогенерирующие пластины с нанесённым многослойным наноматериалом графена и легированного кремния, преобразует энергию окружающих волн материи различной природы и тепловое (броуновское) движение атомов графена в электрический ток.

Российских бизнес понимает перспективность развития графеновой электрогенерации, не зависимой от погодных условий, в России, поэтому одна из российских компаний приобрела лицензию на право лицензионного производства и реализацию бестопливных источников электроэнергии и лицензию на право производства электромобилей с Neutrinovoltaic электрогенерирующей системой, встроенной в корпус электромобиля, что позволяет отказаться от зарядки аккумуляторной батареи на зарядных станциях и централизованной системы электроснабжения.

Создание распределённой бестопливной системы электрогенерации, как к примеру Neutrinovoltaic, обеспечивающей жилые дома и производственные помещения электричеством независимо от отдельных источников электроснабжения, позволит повысить жизнеустойчивость экономики, сократить зависимость от ресурсоснабжающих предприятий, снизить затраты за электроэнергию и тепло, и, как следствие, уменьшить выбросы парниковых газов в атмосферу.