Акции Tesla обрушились почти на треть
Акции Tesla резко упали в цене на фоне сокращения поставок. Первый квартал 2024 года оказался для Tesla нерадужным: ценные бумаги компании подешевели на 29 процентов, а капитализация — примерно на 30 процентов, до 550 миллиардов долларов. Аналитики винят в этом скромные поставки из-за замедления рынка электрокаров; проблемы, с которыми компания столкнулась в Китае; а также реакцию общественности на поведение главы Tesla Илона Маска.
Одна из причин обрушения акций — сокращение спроса в Китае, который не получилось подстегнуть снижением цен. В феврале огромный завод в Шанхае поставил на крупнейший авторынок мира на 19 процентов меньше машин в годовом сравнении, а в марте — на 35 процентов меньше. По данным Bloomberg, на прошлой неделе Tesla еще сильнее сократила объемы производства на шанхайской гигафабрике.
Также аналитики говорят о негативном эффекте поведения Маска. В частности, о высказываниях по поводу искусственного интеллекта, после которых акции теряли в цене. Еще одной проблемой стал судебный процесс вокруг вознаграждения Маска в размере 56 миллиардов долларов, которое правление Tesla предоставило ему в 2018 году. Тогда главу компании формально лишили зарплаты, переведя его на вознаграждения за достижение запланированных финансовых показателей. Суд назвал сумму «чрезмерной» и обязал отменить выплату.
Еще 40 миллиардов бывший самый богатый человек в мире лишился из-за падения акций Tesla. Ему принадлежит 20-процентный пакет стоимостью порядка 110 миллиардов долларов. Остальные 80 миллиардов вложены в другие предприятия — SpaceX, X (бывший Twitter), Neuralink и The Boring Company.
Тем временем Tesla решила сменить политику и повысить цены. Как пишет Reuters, компания разом подняла стоимость всех Model Y в США на тысячу долларов. За базовый вариант американцам теперь придется выложить 44 990 долларов (4,16 миллиона рублей). Это коснется и Китая, где цена бестселлера поднимется на пять тысяч юаней (65 тысяч рублей).
При этом соперники не дремлют: Ford готовит новую платформу для доступных электрокаров, а у в Китае у Tesla появился еще один серьезный конкурент в виде «умного» электромобиля Xiaomi, который стоит вдвое дешевле Model S.