Топливный рынок в России остается стабильным

Топливный рынок в России остается стабильным

01.04.2024
Новости Топливная промышленность

В правительстве заявили о том, что на отечественном топливном рынке фиксируется стабильность даже несмотря на все проблемы. Основные меры были направлены на бензин, так как риски его дефицита и повышения цен оказались значительно выше, чем по дизелю.

Ситуация начала ухудшаться после того, как украинские беспилотники начали атаковать российские нефтеперерабатывающие заводы. Александр Новак, вице-премьер России, сообщил, что власти приняли определенные меры, благодаря которым обеспечивается полное снабжение внутреннего рынка, а стоимость цен останется на текущем уровне. По его словам, избежать опасных последствий удалось благодаря тому, что отечественные нефтяники значительно увеличили нагрузку предприятий. Это решение положительно сказалось на поставках дизеля и бензина на внутренний рынок. «В обычное время заводы не загружаются полностью. Дело в том, что их работа регулируется в соответствии с потребностями рынка. Сейчас загрузка НПЗ значительно выросла», - рассказал он.

Также улучшению ситуации поспособствовало взаимодействие Минтранса и РЖД. Благодаря их совместной работе дополнительные объемы топлива бесперебойно поставлялись по железным дорогам к потребителям как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Помимо этого, 1 марта правительство России приняло новый законопроект, согласно которому экспорт отечественного бензина в другие страны запрещен на шесть месяцев. По словам Новака, такая же серьезная мера для дизеля не требуется, так как он производится в крупном объеме. Более того, примерно половина получаемого дизеля поставляется в другие страны.

Игорь Юшков, эксперт Финансового университета, прокомментировал данную ситуацию следующим образом: «Главные проблемы фиксируются на рынке бензина. Если не учитывать атаки украинских беспилотников, то в конце прошлого года произошла поломка Нижегородского нефтеперерабатывающего завода, который считается самым крупным в России. Также стоит понимать, что внутреннее потребление было практически сопоставимо производству, из-за чего на экспорт уходило всего 10%. И эту небольшую часть производил тот самый завод, который вышел из строя в декабре».

По его мнению, в скором времени начнется очередной автомобильный сезон, из-за чего спрос на бензин значительно вырастет. Поэтому риск дефицита данного топлива гораздо выше, чем дизеля. Правительство действует на опережение, стараясь избежать реализации рисков на практике. Вполне возможно, что для подстраховки Россия закупит определенный объем белорусского топлива. Такая мера может быть использована в случае, если появятся повреждения на других нефтеперерабатывающих заводах. Помимо этого, правительство рассчитывает в течение ближайших нескольких месяцев полностью восстановить все оборудование, которые было уничтожено на Нижегородском НПЗ.

Отечественные аналитики убеждены, что у властей есть все необходимое, чтобы сдержать увеличение цен на топливо и пройти этот год без кризиса, который нанес сильный ущерб экономике в прошлом году. Однако они отмечают, что все принятые меры сопряжены с высокими расходами федерального бюджета или снижением его доходов. По сравнению с 2023 годом, ситуация значительно лучше. Есть небольшой риск повышения цен на топливо, однако назвать это полноценным кризисом нельзя.