Рост пошлин на импорт горного оборудования: чего ждать отрасли?

Рост пошлин на импорт горного оборудования: чего ждать отрасли?

30.07.2024
Новости Добывающая промышленность

В последние два года от российского машиностроения особенно требуют ускоренных темпов развития, ведь в некоторых отраслях, в том числе добывающей, статистика по импортозависимости выглядит весьма неутешительной.

Одна из последних мер поддержки, которую предложили для производителей горных машин и оборудования, — увеличение ввозных пошлин на ряд продукции. Благодаря этой инициативе Министерство промышленности и торговли рассчитывает повысить спрос на отечественную технику.

Мы спросили у игроков рынка горнодобывающего оборудования, насколько сейчас реальны ввод заградительных пошлин и переход на решения «Сделано в России».

Нова ли инициатива?

Прежде чем обратиться к экспертному мнению, разберёмся в сути предложения Минпромторга. Пока о нём известно не так много: ведомство не предоставило комментариев «Коммерсанту», в распоряжении которого оказалась рассылка министерства в органы исполнительной власти об июньском совещании на эту тему.

Источники издания в отрасли предполагают, что повышенные пошлины могут ввести на импорт буровых, сортировочных, горнопроходческих, дробильно-размольных машин, а также мостовых и башенных кранов.

Как выяснил «Ъ», в конце прошлого года ассоциация «Русская сталь» уже раскритиковала планы Минпромторга по установлению пошлины в 35% на ввоз горно-шахтного оборудования из недружественных стран.

По оценкам экспертов, пошлины на технику, выпущенную в дружественных государствах, могут составить от 5 до 10%. Правда, в таком случае остаётся открытым вопрос, распространится ли нововведение на товары из Беларуси, ведь год назад РФ заключила с республикой соглашение об единой промышленной политике.

В «Русской стали» считают, что рост закупок отечественной продукции возможен только при улучшении её качества и уровня сервиса.

Другие источники «Ъ» предупреждают, что импортное ГШО составляет более 50% рынка, поэтому удорожание машин и комплектующих чревато ростом себестоимости производства добывающих и металлургических компаний.

Было бы ошибочным считать, что о заградительных пошлинах задумались впервые. Эта мера поддержки прописана ещё в «Стратегии развития тяжёлого машиностроения на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года».

Среди тех немногочисленных данных по импортозависимости, что Минпромторг приводил в 2017-м, самыми плачевными выглядят сегменты очистных комбайнов (100% иностранного) и механизированных крепей (54% иностранного).

Пару лет назад ведомство писало о том, что высока зависимость от импортных высокотехнологичных комплектующих: электронных систем управления, гидроаппаратуры, подшипников, электродвигателей и т. д. Судя по тому, что говорят производители на отраслевых форумах и выставках, по многим позициям ситуация за прошедшие годы не слишком-то изменилась.

Согласно стратегии, доля отечественного ГШО на внутреннем рынке должна вырасти до 85%, а доля экспорта — до 20%. Помимо повышения пошлин на импорт предлагают и другие меры поддержки: субсидирование НИОКР и пилотных партий техники, утильсбор на ряд оборудования, создание благоприятных условий для инвестпроектов с участием иностранных компаний, лизинг на покупку продукции и пр.

К слову, в 2024 году таможенные пошлины уже выросли на некоторые товары из недружественных государств, например свинцовые аккумуляторы или фанеру. По данным ФТС, в первом полугодии таможенные сборы составили 3,361 трлн рублей (+500 млрд рублей за год).

Получается, что с каждым годом введение заградительных пошлин на ГШО переходит из туманной перспективы в реальную инициативу.

Слово производителям

Комментарии нашей редакции дали несколько отечественных производителей — опытных игроков рынка оборудования, материалов и деталей для горной отрасли.

Один из волнующих вопросов — рост себестоимости производства на фоне удорожания импортных узлов и агрегатов, что последует за заградительными пошлинами. Добывающим компаниям тоже стоит приготовиться к тому, что стоимость иностранной и отечественной техники может повыситься.

Об этом рассуждает представитель компании «Майнинг Элемент», специализирующейся на изготовлении комплектующих для горно-обогатительного и шахтного оборудования (последнее направление открыто в 2024 году).

«Себестоимость состоит из расходов на выпуск и реализацию техники. Если говорить о производстве, оно в России будет очень дорогим в силу разных причин. Во-первых, за последние 30 лет утратились многие производственные комплексы полного цикла, существовавшие в СССР. При этом новые структуры, несмотря на все инициативы по внедрению проектов импортозамещения за последние 10 лет, так и не сложились.

Ещё одной причиной дороговизны оборудования станет необходимость существенных инвестиций в НИОКР, которых в последние годы не было в силу того, что большую часть технологий было проще импортировать. Как следствие, продукция нередко изготавливается по морально устаревшим технологиям, а малые объёмы производства не позволяют достичь экономии на масштабе.

Третий фактор высокой себестоимости — критический дефицит квалифицированных кадров и, как следствие, рост расходов на фонд оплаты труда.

Наконец, с повышением ключевой ставки кредитование бизнеса становится всё более затруднительным, и высокая стоимость кредитов приводит к удорожанию продуктов. Конечно, можно получить кредит по низкой ставке при поддержке Минпромторга, но для этого нужно предоставить готовый прототип, что затруднительно, так как в РФ нет производства ряда ключевых компонентов.

Если представить, что все вышеозначенные задачи решены, мы получаем отечественные машины, частично собранные из дорогих импортных комплектующих, и их себестоимость выходит в полтора-два раза выше, чем у техники из дружественных стран, особенно из КНР. На китайскую технику тоже вводят заградительную пошлину, но она кратно ниже той, что применяется к западной, поэтому машины из Поднебесной в любом случае будут значительно дешевле наших.

Внутренний рынок не настолько большой, чтобы окупить локальное производство и обеспечить прибыльную реализацию продукции в крупных объёмах. А для того, чтобы выйти на внешние рынки, как это делали в своё время иностранные бренды, помимо отмены санкций потребуются дополнительные меры в виде субсидирования промышленности. Такого в планах правительства пока нет», — отметил директор департамента «Дробление и сортировка» в компании «Майнинг Элемент» Алексей Зубехин.

Эксперт считает, что заградительные пошлины могут способствовать росту внутреннего производства, но их недостаточно, чтобы вывести конкурентоспособность российской продукции на новый уровень.

Алексей Зубехин подчёркивает, что вместе с высокими пошлинами нужно внедрять для машиностроителей целый комплекс мер поддержки, направленных на подготовку кадров, развитие научно-технической базы, привлечение зарубежных высокотехнологичных производств, локализацию критически важных компонентов и дополнительное стимулирование предприятий.

О возможном удорожании комплектующих говорят и специалисты производственно-инжиниринговой компании ПСМ, которая предлагает для отрасли насосное оборудование и электростанции.

«По предварительным данным, насосные и электростанции не попадают под повышенные пошлины. Однако основные компоненты для их сборки — двигатели, генераторы, насосы — зачастую импортируются из европейских и азиатских стран, потому что в РФ просто нет производства агрегатов с необходимыми техническими параметрами.

Например, в добывающей промышленности востребованы насосные установки для загрязнённой воды и пульпы. Для их производства требуются производительные насосы, способные работать с таким типом жидкости. Мы вынуждены приобретать их в Италии, Китае или других странах.

Аналогичная ситуация с дизельными и газопоршневыми двигателями: диапазон мощности первых на данный момент ограничен 400 кВт, а газопоршневые же в России вовсе не выпускают.

Возможное введение пошлин на комплектующие не исключит поставки импортных деталей, но повлияет на себестоимость конечного продукта — станций. При этом оборудование всё равно будет пользоваться спросом, так как объёмы добычи внутри государства увеличиваются.

Затраты горнорудных компаний возрастут и, вероятнее всего, увеличится и стоимость добываемых металлов», — прогнозирует руководитель направления «Насосное оборудование» завода ПСМ Александр Захарин.

Генеральный директор группы компаний «Буллитт» (торговые марки Bullitt, Resoflex — дробильное, обогатительное и пр. оборудование и комплектующие) Александр Поцелуев называет заградительные пошлины комплексным инструментом защиты внутреннего рынка.

При этом эксперт заявляет, что прежде всего следует оценить, какие направления требуют поддержки и на какой срок.

«Важно не закрывать рынок и не убить здоровую конкуренцию в сфере технологий. В первую очередь уделить внимание можно предприятиям России и Беларуси, которые уже обладают собственными производственными мощностями, но им необходимо время для развития продуктов. В этом смысле пошлины могут быть долгосрочным инструментом поддержки.

Ещё одним объектом могут стать системообразующие предприятия, которым необходима подстраховка их инвестпроектов в среднесрочной перспективе, чтобы обеспечить развитие новых технологий или запуск линий для крупноузловой сборки оборудования.

Что касается себестоимости производства добывающих компаний, то вряд ли она серьёзно изменится в результате повышения пошлин на импорт. В отрасли сформировались модели капитальных и операционных расходов, позволяющие минимизировать ущерб», — считает специалист.

Так, эксперты сходятся во мнении, что одни только заградительные пошлины не повысят спрос на российское горное оборудование. Машиностроителям ещё предстоит пройти непростой путь, чтобы добиться такого же доверия потребителей, какое было у западных брендов.

Так, эксперты сходятся во мнении, что одни только заградительные пошлины не повысят спрос на российское горное оборудование. Машиностроителям ещё предстоит пройти непростой путь, чтобы добиться такого же доверия потребителей, какое было у западных брендов.