Потребность авиакомпаний в новых российских лайнерах завышена в разы
План производства 1000 отечественных самолетов пересмотрят
Комплексная программа развития авиаотрасли, предусматривающая выпуск до 2030 года тысячи гражданских самолетов, может быть радикально пересмотрена. Не исключается и разработка нового программного документа, в который заложат более скромные цифры. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.
Изначальный вариант, утвержденный Правительством РФ в июне 2022 года, предполагал производство за 8 лет 1080 бортов разных типов: SSJ 100, МС-21, Ту-214, Ил-114-300, Ил-96-300, «Ладога», Л-410, «Байкал». В мае этого года общее ожидаемое количество уменьшили до 994, но сокращение произошло за счет самолетов малой авиации для региональных перевозок, а планы производства дальнемагистральных Ил-96-300, напротив, расширили – с 12 до 14. Теперь же, по итогам аудита заводов Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), консультантами Сбера и «Газпром нефти» ставится вопрос об «отсутствии экономически оправданного спроса» на 1 тыс. новых самолетов.
Изначальные планы производства верстались на основании данных от авиакомпаний об их потребности в поставках лайнеров. Аудиторы приходят к выводу, что запросы перевозчиков оказались завышенными в разы: при запланированных объемах выпуска от 140 до 270 машин ежегодно, реальная потребность – 50–60 в год.
Один из специалистов в области авиации, опрошенный «ТурДомом», обращает внимание на тот факт, что аудит проводился представителями преимущественно банковской сферы. В их экспертной оценке он усматривает явную предвзятость, стремление кредитных организаций сократить участие в не самом выгодном проекте: «Финансирование авиаотрасли – это скорее социальная нагрузка – деньги нужно вкладывать на очень долгий срок, а маржинальность низкая». При этом мнение профессионалов рынка авиаперевозок не учитывается. Специалист отмечает, отечественные авиакомпании уже сейчас ощущают дефицит самолетов: «Согласно прогнозу Росавиации, по итогам этого года пассажирские авиаперевозки у нас сократятся на 7% по сравнению с 2023-м, с 105 млн пассажиров до 98 млн. Причина вовсе не в снижении спроса на перелеты – не смотря на то что совокупный объем падает, на рейсах за границу, наоборот, наблюдается рост на 23%. Просто имеющийся у авиакомпаний флот уже загружен практически на 100%. Из-за западных санкций потеряно примерно 10% магистральных лайнеров. Даже если перевозчики мобилизуют все свои ресурсы, поставят на крыло самолеты, которые по той или иной причине держатся в резерве, уже в следующем году они могут упереться в потолок своих возможностей. А ведь рано или поздно возобновят работу аэропорты юга России – это добавит еще примерно 20 млн авиапассажиров». Специалист согласен, что планы выпуска новых лайнеров нужно приводить в соответствие реальным возможностям производства. Но правильнее, по его мнению, умерить аппетиты по самолетам малой авиации и сосредоточить усилия на магистральном флоте, на который приходится 80% перевозок.
Другой эксперт из авиационных кругов обращает внимание на прогноз Минтранса: к 2030 году число иностранных самолетов у наших перевозчиков может сократиться до 319 лайнеров, это в 2,5 раза меньше, чем было в 2022 году, – 738. При этом ускоренное выбытие боингов и аэробусов из парков авиакомпаний ожидается после 2026 года. «Еще 2 года наша гражданская авиация продержится на плаву, притом что обслуживание иностранных бортов будет неизбежно дорожать. Но если к 2027 году не начнется постепенное замещение зарубежных самолетов лайнерами российского производства, это приведет к дефициту провозных емкостей, что вызовет рост цен авиабилетов», – предупреждает специалист.