Дронам ищут место на небе
Авиаторы выступили против предложенных правил движения БПЛА
Росавиация собрала мнения представителей авиаотрасли по поводу разосланных ею 9 января предложений по введению нового класса воздушного пространства в России для полетов дронов. В отраслевых ассоциациях негативно оценили инициативу Росавиации, посчитав ее опасной для полетов пилотируемых самолетов и вертолетов.
Разделение по высоте
Росавиация в начале 2025 г. направила профильным общественным объединениям предложение по выделению отдельного класса воздушного пространства под полеты гражданских дронов. Письмо направлял замглавы ведомства Андрей Потемкин (копия имеется в распоряжении «Эксперта»). Изменения должны быть внесены в федеральные правила (ФАП) № 138 «Правила использования воздушного пространства».
Предлагается внедрить новый класс пространства под литерой H для полетов беспилотников, следует из письма Росавиации. В диапазоне от 300 до 400 метров над земной и водной поверхностью будут разрешены только полеты беспилотников с ограничением по скорости не более 300 км/ч. Вокруг этого слоя (в пределах 100 метров ниже нижней границы и 100 метров выше верхней границы класса) будут созданы буферные зоны, где запрещены любые полеты.
Для полетов беспилотников в пространстве H не потребуется постоянной двусторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (ОРВД). Получение разрешения на полет будет носить уведомительный характер: нужно будет сообщать о нем диспетчеру за 30 минут до вылета.
В Росавиации не смогли ответить на вопрос «Эксперта», почему выбран именно такой диапазон высот. Скажем, в Китае — единственной стране, где существует отдельный класс пространства для дронов, — он находится на высоте до 120 метров.
В российском авиазаконодательстве уже существует неконтролируемое воздушное пространство класса G (от 150 до ориентировочно 3050 метров), напомнил «Эксперту» представитель Росавиации Артем Кореняко: «В этом классе предусматривается выполнение полетов по правилам визуальных полетов (ПВП, то есть экипажи в полете ориентируются визуально на линию горизонта, местность и другие суда) без обязательного наличия постоянной радиосвязи. Класс Н, как и класс G, планируется отнести к неконтролируемому воздушному пространству. К буферному слою предлагается применить аналогичный подход».
Пространство класса H будет установлено не над всей территорией России, а только в районах, где не установлен класс пространства С (хотя класс С есть практически над всей территорией РФ с минимальной нижней границей, которая варьируется в диапазоне от 300 до 5500 метров), где есть реальная потребность для полетов беспилотников и низкая интенсивность полетов пилотируемых воздушных судов, сообщили «Эксперту» в Росавиации. В ведомстве при этом подчеркивают, что направленные предложения носят предварительный, концептуальный характер и будут дорабатываться с учетом мнения авиационного сообщества.
Большие опасения малых авиаторов
Авиационное сообщество уже негативно оценило идею «Росавиации». «Эксперт» ознакомился с позицией Ассоциации малых авиационных предприятий (МалАП), Ассоциацией авиаработ, АОПА-Россия (Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов), ассоциации беспилотников «Аэронекст» и Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ).
«Всем пилотируемым воздушным судам при наборе и снижении высоты предстоит пересекать эшелон полетов слепых и малозаметных, но очень скоростных (до 300 км/ч) беспилотников, летающих в новом классе в хаотичном уведомительном порядке», — считает председатель правления МалАП Сергей Детенышев (хотя в районе аэродромов класса Н в принципе быть не может).
Нововведение создает риски для малой авиации, чьи суда летают на высоте до 500 метров от земли, опасаются в АОПА. «В предложениях Росавиации ничего не сказано о требованиях о наличии у дронов бортового оборудования Detect-and-Avoid (DAA, предупреждает о сближении с другим воздушным судном), а также о требованиях к внешним пилотам таких дронов иметь соответствующую квалификацию, позволяющую надеяться на выполнение ими требований „вижу-избегаю“», — говорится в тексте позиции АОПА, опубликованном на ее официальном ресурсе.
В одно пространство с дронами рискуют также попасть пилоты, выполняющие сельхозработы, предупреждают в Ассоциации авиаработ. Пилот не успеет сориентироваться и уклониться от дрона в случае его обнаружения в небе, отметил исполнительный директор ассоциации Вадим Цыганаш: «При ширине беспилотника 20 см и высоте 10 см дальность его видимости составит от 100 до 200 метров в зависимости от направления зрения пилота. Это расстояние при скорости 100–150 км/ч воздушное судно пролетит за 0,2–0,36 секунды. При средней скорости реакции пилота от 0,2 до 0,27 секунды с учетом инерции судна командир не имеет возможности предотвратить столкновение с дроном».
Возражают против нового класса и вертолетчики: ассоциация АВИ указала, что создаваемые слои резко сократят для вертолетов диапазон рабочих высот (до всего 200 метров над рельефом). Минимальная высота для работы вертолета с внешней подвеской по нормативам составляет 200 метров, и запас для маневра в таких условиях практически отсутствует. Вертолетчики прогнозируют возникновение конфликтов в воздухе между беспилотной и пилотируемой техникой из-за отсутствия прописанных правил взаимодействия: «Это делает невозможным координацию между ними в режиме реального времени, что увеличивает вероятность столкновений».
«Согласно Воздушному кодексу России, у нас декларируется равенство всех видов авиации. Совершенно некорректно „нарезать“ разные зоны неба под разные типы воздушных судов. А для обеспечения безопасности полетов нужно, чтобы воздушные суда друг друга „видели“», — считает зампредседателя правления АВИ Михаил Казачков.
Предлагаемый интервал высот не устраивает и операторов беспилотников. В ассоциации «Аэронекст» (объединяет разработчиков и производителей беспилотников) отметили, что дроны летают далеко не только в слое высот 300–400 метров над землей. «Распределение высот при аэросъемочных работах варьируется от 0 до 1000 метров. Поисково-спасательные дроны летают на высоте 50–100 метров, авиационно-химические — 3–30 метров, работы по магнитометрии выполняются на высоте 10–100 метров, а работы по аэрологистике — 100–500 метров», — отмечается на сайте ассоциации.
«Одним из рассматриваемых вариантов обеспечения безопасности использования воздушного пространства при пересечении буферных высот является введение кратковременных ограничений», — отметили в Росавиации, но не пояснили, на кого они будут распространяться и как именно применяться.