НИИ «Прометей» продвинет титан в отечественное кораблестроение

НИИ «Прометей» продвинет титан в отечественное кораблестроение

07.09.2009
Новости Судостроение

Заготовки из титановых сплавов могут применяться для изготовления сверхлёгких, прочных и стойких к коррозии деталей самых разных типов судов, например, исследующих морские глубины, или связанные с добычей углеводородного сырья. Существенный недостаток титановых сплавов только один — высокий коэффициент трения «металл по металлу».
Специалисты научно-исследовательского института конструкционных материалов «Прометей» при государственной поддержке Федерального агентства по науке и инновациям (Роснаука) начали разработку усовершенствованных технологий производства из титановых сплавов так называемых крупногабаритных полуфабрикатов (заготовок крупных узлов и деталей) для морских судов и «оффшорной техники», предназначенной для работ на шельфах.
Такие заготовки из титановых сплавов могут применяться для изготовления сверхлёгких, прочных и стойких к коррозии деталей самых разных типов судов, например, исследующих морские глубины, или связанные с добычей углеводородного сырья.
Существенный недостаток титановых сплавов только один — высокий коэффициент трения «металл по металлу». Как пояснил ответственный исполнитель проекта, научный сотрудник ЦНИИ КБ «Прометей» Анатолий Кузнецов, титан попросту «задирается» при трении из-за повышенной вязкости. Поэтому для деталей из титановых сплавов (в первую очередь, для различных т. н. «узлов трения») необходимо напыление специальных покрытий, придающих необходимые антифрикционные свойства. В качестве «кандидатов» на создание таких покрытий ученые намерены всесторонне исследовать различные высокопрочные материалы на основе оксидов алюминия, циркония и хрома.
«В принципе, наша задача — не только разработать новые технологии производства полуфабрикатов из титановых сплавов. Проект имеет и стратегические цели. Раньше титановые заготовки производились на «кусте» предприятий бывшего Ижорского завода. «Ныне на месте Ижорского завода существуют десятка полтора-два юридически независимых предприятий. Между ними порвались экономические, технологические, кадровые связи. И работа направлена на то, чтобы в новой экономической ситуации через конкретный проект воссоздать эти технологические схемы взаимодействия», — рассказал Анатолий Кузнецов. Основными потенциальными заказчиками конечных продуктов на основе разрабатываемых технологий ученые называют оборонную и атомную промышленность. К «оборонке», кстати, в том числе относился и развалившийся на множество предприятий в 1990-е годы Ижорский завод.
Соисполнителями проекта выступают: производитель полуфабрикатов из титановых сплавов ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»; Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов и Калужский филиал МГТУ имени Н. Э. Баумана. Общий объём государственного финансирования проекта составит 20 миллионов рублей, срок окончания работ — конец сентября 2010-го года.