Eurojet предложил двигатели с изменяемым вектором тяги для истребителя Typhoon

Eurojet предложил двигатели с изменяемым вектором тяги для истребителя Typhoon

15.10.2009
Новости Машиностроение

Консорциум Eurojet предложил двигатели с изменяемым вектором тяги для истребителя Eurofighter Typhoon, сообщает Flight International.
Eurofighter и Eurojet надеются заинтересовать потенциальных покупателей самолетов, поскольку установка таких двигателей способна снизить стоимость жизненного цикла самолета и стоимость его эксплуатации.
По мнению Eurojet, оснащение двигателей EJ200 истребителя Typhoon соплами с отклоняемым вектором тяги TVN (thrust vectoring nozzles) должно снизить расход топлива при выполнении типового боевого задания почти на 5% и увеличить тягу на сверхзвуковых режимах на 7%. Все это может быть достигнуто снижением лобового сопротивления за счет включения в систему управления самолетом еще одного органа - сопел.
Eurojet начал работу по соплам TVN несколько лет назад, а концерн EADS в этом году доработал тренажер истребителя Typhoon для того чтобы имитировать двигатели с такими соплами. Теперь партнеры ищут финансирование для реализации данной программы и доведения ее до стадии демонстрации в полете.
Кроме того, сопла с изменяемым вектором тяги способны улучшить маневренные характеристики истребителя и его характеристики при несимметричном размещении вооружения.
Двигатели EJ200 с соплами TVN могут быть установлены на самолет без изменения конструкции планера.
ТРДДФ EJ200 состоит из шести модулей, включающих трехступенчатый вентилятор, пятиступенчатый компрессор высокого давления, две одноступенчатые охлаждаемые турбины высокого и низкого давления, кольцевую камеру сгорания испарительного типа и профилированное сверхзвуковое регулируемое выходное сопло.
Для разработки этого двигателя в 1986 г. и был создан консорциум Eurojet. В его состав вошли двигателестроительные фирмы стран - участниц проекта Eurofighter: Rolls-Royce (Великобритания), MTU (ФРГ), Fiat (Италия) и Sener (Испания). Итальянские специалисты отвечают за конструкцию турбины низкого давления, опор валов двигателя, коробки агрегатов и систему смазки, испанские - за разработку сверхзвукового реактивного сопла, форсажной камеры и канала второго контура, немецкие - за создание вентилятора и компрессора высокого давления, а также за оснащение двигателя электронно-цифровой системой автоматического управления типа FADEC. Английские специалисты разрабатывают турбину высокого давления, и, кроме того, участвуют в создании турбины низкого давления, вентилятора и реактивного сопла.