Упаковочному бизнесу не хватает средств

Упаковочному бизнесу не хватает средств

26.10.2009
Новости Упаковка

Блистерная упаковка для тортов, бумажные стаканчики для кофе-машин или попкорна, пропиленовая лента для закрепления древесины – вариантов для открытия таких производств в Иркутской области множество. Были бы инвесторы. Упаковочный бизнес в Приангарье все же представлен, но в основном производителями из европейской части России или из Китая. Несколько лет назад на прилавках магазинов задерживала покупательский взгляд исключительно импортная продукция. Местная ей не просто уступала – она была незаметна на фоне ярких, зазывающих упаковок. Сейчас, конечно, разница несколько сгладилась. Местные производители стали уделять больше внимания внешнему виду товаров, понимая, какое мощное психологическое воздействие на покупателя он оказывает. Приходят постепенно к этому и участники продовольственного рынка Приангарья. Однако производство упаковки в Иркутской области фактически находится в зачаточном состоянии.
– Дефицита в упаковке на рынке области нет, – считает Максим Лысак, коммерческий директор ЗАО «Радиан – региональный центр тары и упаковки». – Все, что не производится, покрывается поставками из других регионов страны или из-за рубежа.
Помимо «Радиана» на региональном рынке присутствует еще несколько компаний, которые тоже являются поставщиками с практически тем же ассортиментом упаковки. Для местных производителей продовольственной продукции дилерская помощь удобна, поскольку в одной фирме можно заказать все необходимые расходные материалы. А их немало. К примеру, СХПК «Усольский свинокомплекс» требуется до 20 наименований. И на каждый вид свой производитель, поскольку упаковочные заводы в основном работают в одном направлении. Конечно, предприятию проще обратиться к поставщику, чтобы получить все материалы сразу.
Хотя ряд местных пищевиков организуют собственное производство упаковки. Но в небольших объемах и далеко не для всех видов товаров. Например, на ОАО «Иркутский молочный завод» в свое время была запущена линия по изготовлению пластиковых стаканчиков для сметаны. В ОАО «Масложиркомбинат» пространно намекнули, что предприятие может выпускать упаковку, но в малых количествах. Подробнее о возможностях компании там не стали распространяться. При этом поставщики упаковки отметили, что предприятиям пищевой промышленности невыгодно открывать свои линии по производству упаковочных материалов: получается слишком высокая себестоимость.
В целом же региональный упаковочный рынок растет с каждым годом. На сегодняшний день в пределах области производятся пакеты для фасовки, «маечки» для супермаркетов, пластиковые стаканчики, полиэтиленовая упаковка, металлическая банка для консервов, ПЭТ-тара. Так, иркутская компания «Симпласт» обеспечивает фирменными пакетами четыре крупные торговые сети, работает с ангарским и иркутским мясокомбинатами, делает упаковку для ангарской и братской птицефабрик. У полиэтиленовой продукции «Сибпромторга» (Ангарск) много заказчиков за пределами Приангарья – в Сибири и на Дальнем Востоке. В Иркутске даже производят преформы для пластиковых бутылок. Занимается этим ООО «Байкал-пласт». Правда, компания использует полимерную заготовку для собственных нужд – выпускает ПЭТ-тару. Представитель предприятия Владимир Книжин заметил, что продавать преформу другим «Байкал-пласт» не планирует: этот рынок, по его мнению, не стабилен и запросы у заказчиков постоянно меняются.
Все остальные упаковочные материалы, а их более 1 тыс. наименований, поставщики ввозят в основном из западных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска – и из соседнего Китая.
– В последнее время у китайской продукции и качество стало лучше, и цены приемлемые, – подчеркнул Максим Лысак. – Но из-за таможенного контроля растягиваются сроки, и деньги, вложенные в товар, замораживаются. В результате рентабельность снижается. Поэтому мы сейчас предпочитаем работать только с российскими производителями, у которых уже все есть.
Между прочим, в западной части России начинают уделять внимание экологичной упаковке. В этом году московская компания «ТИКО – Пластик» запустила производство биоразлагающихся полиэтиленовых пакетов. Однако до Иркутска новые технологии докатятся не скоро. Максим Лысак считает, что в столице крупному предприятию было по силам выпускать дорогую новинку, ориентируясь на иностранные торговые сети, до которых достучаться гораздо проще, чем до российских.
– В Приангарье экологичная продукция не востребована, поэтому ее никто не производит, – добавил коммерческий директор «Радиана». – Себестоимость полиэтиленового пакета в разы ниже бумажного. Поэтому нужна законодательная норма. Вот ввели запрет на распитие пива в общественных местах без бумажных пакетов – стали производить эту упаковку. Кстати, именно иркутянин придумал и сертифицировал на уровне России такие бумажные пакеты. Необходима стимуляция производителей упаковки, например, налоговыми льготами. В рыночных условиях ведь все управляется рублем.