Плата за использование лесных участков для торфодобычи снижена в 10 раз
Правительство пытается стимулировать добычу торфа на участках болот, входящих в состав земель лесного фонда: постановлением от 9 ноября 2009 года плата за использование лесов для разработки месторождений торфа снижена в десять раз (теперь она будет составлять 10% от ставки платы за использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых). Об этом порталу WOOD.RU стало известно из сообщения Лесного форума Гринпис России.
Ставки платы за использование лесов для добычи полезных ископаемых и так не очень велики, особенно если речь идет о нелесной площади, поэтому на реальную ситуацию с добычей торфа данное решение правительства вряд ли сильно повлияет, пишет Лесной форум Гринпис России. Скорее его можно рассматривать как заявление о намерении поддержать добычу торфа на землях лесного фонда.
Намерение это вряд ли можно считать особенно умным, отмечает Лесной форум Гринпис России. Добыча торфа и его использование в качестве источника энергии связаны с массой крайне негативных экологических и социально-экономических последствий. По своему негативному влиянию на окружающую среду торфодобыча является одним из самых разрушительных видов природопользования.
Добыча торфа связана с осушением торфяников, причем, как правило, не только на той территории, где добывается торф, но и на сопредельных участках. Осушение торфяников ведет к чрезвычайному росту опасности торфяных пожаров. Источником дыма, который в годы наибольшей пожарной опасности иногда полностью покрывает целые регионы в Европейской России, являются прежде всего именно осушенные торфяники и торфоразработки. Надежных способов обеспечения пожарной безопасности на осушенных торфяниках и тушения торфяных пожаров в настоящее время просто нет - если торф разгорелся, потушить его до наступления устойчивых дождей или снега практически невозможно. Осушенные торфяники являются одним из основных источников выбросов углекислого газа в атмосферу, дальнейшее осушение болот в значительной степени усугубляет проблему изменений климата.
Торфяники играют значительную роль в обеспечении водности рек в засушливые периоды года, в смягчении паводков и наводнений, в обеспечении чистоты водных источников. Осушение торфяников, в том числе реконструкция старых осушительных систем, приводит к резкому увеличению загрязненности водоемов органическими веществами, снижает качество питьевой воды, изменяет гидрорежим рек и ручьев.
Сжигание торфа ведет к выбросам в атмосферу большого количества загрязняющих веществ и углекислого газа - и того, и другого при сжигании торфа выделяется больше, чем при сжигании каменного угля и других видов ископаемого топлива. В пересчете на единицу произведенной энергии торф является одним из самых экологически грязных видов топлива.
С неосушенными торфяниками связана значительная доля биологического разнообразия лесных ландшафтов. Для сохранения дикой природы болота имеют не менее важное значение, чем собственно леса. Кроме того, болотные экосистемы являются очень эффективными поглотителями углекислого газа и источниками кислорода - поскольку на протяжении всей истории их существования связанный углерод продолжает накапливаться в растущей торфяной залежи. Во многом именно благодаря болотам таежные ландшафты эффективно выполняют свою роль "легких Земли".
Конечно, совсем без использования торфа народное хозяйство обойтись не может: торф используется в качестве основы для разнообразных питательных смесей и удобрений, использующихся в сельском хозяйстве, и для некоторых других целей. Однако, для нужд сельского хозяйства требуются значительно меньшие объемы торфа, чем для развития торфяной энергетики. Нужды сельского хозяйства вполне могут быть удовлетворены за счет деятельности существующих торфопредприятий, без осушения новых торфяников.
В общем, с точки зрения сохранения природы нашей страны торфяные болота столь же важны, как и леса, а добыча торфа может наносить природной среде не меньший ущерб, чем разорительные рубки леса. К тому же торф, пишет Лесной форум Гринпис России, в отличие от древесины, не является возобновляемым природным ресурсом.