К концу года падение российского авторынка составило 52%

К концу года падение российского авторынка составило 52%

20.11.2009
Новости Автомобильная промышленность

Audi начинает крупноузловую сборку своих машин на заводе группы Volkswagen в Калуге. Правда, цены на автомобили российского производства отличаться от стоимости импортированных машин не будут. К конце 2009 года падение автомобильного рынка в России составило 52%.
Деградация на лицо. В своем развитии авторынок России отбросило на три года назад – под конец кризисного года падение составляет 52%. И это на фоне ряда европейских стран, которые успели оправиться от финансового шока. Меры поддержки подействовали, например, и в Великобритании, и Германии – вновь рост. В Эстонии, Латвии и России производители и продавцы продолжают подсчитывать убытки. Российские покупатели потратили на автомобили в три раза меньше, чем в прошлом году, Купив чуть свыше миллиона машин за 20 миллиардов долларов. При этом стабильно покупают либо продукцию «АвтоВАЗа» — экономя или, наоборот, дорогие авто – показывая, что кризис коснулся среднего класса, но не зажиточных кошельков.
«У нас тоже произошло падение вместе с рынком – это 50%. Но больше всего пострадал сегмент среднего класса – это Nissan и Skoda. Автомобей премиум сегмента – таких как Audi — мы продали в этом году больше, чем в прошлом. Это компенсировало падение, и по чистой прибыли снижение будет порядка 10-15%», — рассказывает Юрий Слепцов, управляющий директор ГК «Автоспеццентр».
Отпугнули потенциальных покупателей и цены. Доступность кончилась вместе с товаром прошлого года. Новая, летняя, поставка грозила пробить брешь в бюджете автолюбителя. Из-за повышения пошлин на иномарки до 35%, из-за падения курса рубля, стоимость выросла в среднем на 100 тысяч рублей. Лидером стали Ford Focus и Daewoo Getz, прибавив в цене 45%. Ряд экспертов рынка считает, что причина подорожания и в том, что автопроизводители старались вписаться в рамки программы господдержки и снизили цены на базовые, не слишком популярные модели, тут же компенсировав убыток в других комплектациях. В ноябре, видимо поняв, что втридорога машины с руками не отрывают, компании заморозили или вновь снизили цены.
«Пошлины пока не собираются отменять – в 2010 году они сохранятся на высоком уровне. Рост цен будет исходя из инфляционных ожиданий и поднимется где-то порядка 50%», — считает Марина Иркли, главный аналитик «Велес-капитал» по машиностроению.
Если кризис ударил по кошельку, но не отбил желание купить автомобиль, то многочисленные компании, продающие машины с пробегом, готовы побороться за внимание клиента, предлагая скидки и даже специальные программы, такие как помощь на дорогах и возврат денег.
Если спрос жив, бьется пульс и у предложения. Импорт поддержанных автомобилей сократился не так сильно как новых. Минус 27% против 70%. Популярность авто с пробегом, подобно индексу, показывает: кризис никуда не ушел. Система кредитования вновь не доступна, с прибавкой к зарплате туго, покупатели ищут железных коней подешевле.
«Безусловно, корреляция между ценами на поддержанные автомобили и на новые существует. Если растут в цене новые, растут и поддержанные. Но все это очень сильно зависит от марки, от происхождения машины – иномарка или отечественная. Здесь есть определенная тенденция – средний ценовой сегмент чувствует себя лучше, чем самый дешевый ценовой сегмент», — объясняет Василий Мостицкий, директор по маркетингу компании Blue Fish.
В итоге аналитики видят и дальнейший рост цен, причем раньше, чем рынок может начать восстанавливаться. Что автоматически вновь пугает покупателя. Иностранные автопроизводители могут покрыть убытки за счет продаж в других странах. Российскому автопрому остается лишь надеяться на партнерство, помощь государства и скорое окончание кризиса.