«Булава» рухнула на своих. Злополучная ракета уже разгромила подводный флот и ряд стратегических НИИ
Вчера утром в редакциях всех ведущих СМИ уже знали, что 12-е по счету летно-конструкторские испытания морской ракеты «Булава» закончились неудачей. Но с официальными сообщениями по этому поводу никто не торопился. Как ни досадно, но десятилетняя эпопея создания якобы суперсовременной ракеты ознаменовалась полным провалом проекта, погромом подводного атомного флота и уничтожением ряда стратегических НИИ. Очередные, 12-е по счету, испытания ракеты «Булава» закончились вчера очередным провалом. Готовились к ним долго, с 15 июля нынешнего года, когда предыдущие испытания завершились крахом. Сначала 12-й пуск должны были провести 29 октября, атомная подводная лодка «Дмитрий Донской» вышла в море, но старт не получился. Или был отменен по техническим причинам. Ракету извлекли из пусковой шахты и отправили на предприятие-изготовитель для устранения неполадок. Следующий старт наметили на 24 ноября. Но и он не состоялся. Минобороны молчало, но некие анонимные источники в военном ведомстве сообщали, что все идет по плану и следующий старт состоится в декабре. Попытка скрыть неудачу тоже окончилась неудачей, потому что в России, как известно, все – секрет, но ничего не тайна. Так ознаменовался десятилетний юбилей создания морской ракеты в «сухопутном» конструкторском бюро. В 1998 году, когда российская оборонка погибала от отсутствия гособоронзаказа и денег, руководство Московского института теплотехники (МИТ) нашло выход – с помощью связей в правительстве пролоббировало функции ведущей организации при создании перспективных средств ядерного сдерживания. Главе правительства Виктору Черномырдину поступило письмо за подписями министра экономики Якова Уринсона и министра обороны Игоря Сергеева. Премьер поставил визу «Согласен». В результате был ликвидирован 27-й НИИ Минобороны РФ, традиционно обеспечивавший научно-техническое сопровождение разработки и отработки стратегических ракетных комплексов морского базирования. Его работу отдали другому институту, который этим никогда не занимался. От участия в разработке стратегических ракетных комплексов отстранили научно-исследовательские институты Роскосмоса (ЦНИИмаш, НИИ тепловых процессов, НИИ технологии машиностроения, ЦНИИ материаловедения). Но хуже всего, что ради ликвидации производства альтернативных ракетных комплексов была уничтожена группировка атомных подводных лодок проекта 941 «Тайфун». Делалось это методично и последовательно. Сначала сняли с производства морскую ракету Р-39 под тем предлогом, что разрабатывается ее модификация Р-39 УТТХ «Барк». Затем проект «Барк» закрыли по причине трех неудачных стартов с наземного пуска. Готовую к испытаниям четвертую ракету, на которой все замечания были устранены, запустить не позволили. Более того, ее приказали разобрать и утилизировать, поскольку удачный запуск портил все планы. А обезоруженные «Тайфуны» стоимостью в миллиарды долларов пустили на слом. Все решения принимались на правительственном уровне. Так в ядерных силах России на ходу остался всего один небоеспособный «Тайфун», переделанный под испытания «Булавы». И один монополист в конструировании ракет – МИТ. В 1999 году началось полномасштабное проектирование «Булавы», которая, по мысли некомпетентных государственных деятелей, должна была стать дешевой унифицированной ракетой как для подводных лодок, так и для наземных РВСН, изготовленной из стратегической ракеты «Тополь» в мизерные сроки. Абсурдность решения совместить морскую и наземную ракеты в одном изделии была очевидна всем мало-мальски серьезным специалистам, в том числе в МИТе. Спустя несколько лет все разговоры об универсальной стратегической ракете на базе «Тополя» прекратились. МИТ стал делать сугубо морскую ракету, но на результат это не повлияло. Ракета нормально лететь не хочет. Спустя 10 лет и 12 стартов, нельзя сказать, что хотя бы один старт был полностью успешным. Надежность ракеты равна нулю. Самое печальное, что каждая авария происходит по разным причинам, и им нет конца. Фактически нельзя гарантировать нормальную работу ни одного узла. Устранение очередного «тонкого места» приводит лишь к выявлению следующего. При этом «Булаву» продолжают упорно запускать с «Дмитрия Донского», отказываясь от контрольных испытаний с наземного стенда. Понятно почему: в условиях отсутствия качки, набегающего потока воды, волнения, ветра и перепадов давления с температурой внешней среды, так сказать в «чистом» виде, все недоработки и провалы конструкции могут быть отнесены только на счет конструкторов. А так можно валить вину на смежников-производственников и продолжать качать бюджетные миллиарды. Поэтому стендовыми испытаниями лукаво называют тесты на приборных проверочных стендах и раздельные испытания двигателей. Ракета такого класса обычно стоит порядка 50 млн. долл. за штуку. Но это при серийном производстве. Когда же ее делают единичными экземплярами, она обходится в 5–6 раз дороже, поскольку следует еще приплюсовать расходы на конструирование, лабораторные исследования, индивидуальное изготовление каждой детали, испытания и прочие накладные расходы. Так что 12 испытаний «Булавы» уже обошлись налогоплательщикам минимум в 3 млрд. долл., или около 100 млрд. руб. Но скорее всего, в несколько раз дороже. И все эти деньги были отняты у Военно-морского флота. Поэтому в нем за 10 лет почти не добавилось новых кораблей.Логично было бы закрыть проект и забыть как страшный сон. Но у незадавшейся «Булавы» много защитников и лоббистов. Помимо самого МИТа и дружественных ему генералов и адмиралов есть еще производственники, связанные с изготовлением «Булавы» и другой митовской продукции, авторы проекта атомных подводных лодок «Борей» и судостроители, деятели Роскосмоса и регулировщики финансовых потоков. Они не дадут просто так пропасть проекту и вкладываемым в него миллиардам.