Судостроительная промышленность показала в кризис высокие темпы роста

Судостроительная промышленность показала в кризис высокие темпы роста

23.12.2009
Новости Судостроение

Перспективы развития судостроения, вопросы стоимости строительства, возможные таможенные и налоговые льготы 21 декабря обсуждали на заседании Морской коллегии под председательством вице-премьера Сергея Иванова. «Сейчас, - отметил он, - нормативно-правовые коллизии не позволяют создать те финансово-экономические условия, которые можно было бы сопоставить с зарубежными. Прежде всего это касается таможенных и налоговых тарифов" «В итоге стоимость строительства гражданских судов в России почти на четверть выше, чем за рубежом», - отметил Иванов. По его словам, строить на наших верфях экономически не-выгодно. Также он сделал акцент на состоянии основных фондов, которые не соответствуют современным требованиям производительности, энерго- и ресурсосбережения, надежности, способности функционировать в современной среде И хотя картина получается нерадужная, реально конкурентоспособность российского кораблестроения падает, в целом, несмотря на кризис, судостроительная промышленность показала в этом году один из высоких темпов роста. Иванов отметил, что есть план действий по реализации стратегии развития отрасли. Речь идет о разработке различных целевых программ по модернизации и техническому перевооружению научно-исследовательской базы Заместитель министра промышленности и торговли Юрий Борисов раскрыл ряд направлений, по которым министерство намерено реализовать стратегию. Это касается военного кораблестроения и гражданского судостроения. В основном последнее ориентировано на внутренний рынок. Здесь идет речь о судах ледового плавания, морских транспортных, научно-исследовательских, плавучих стационарных средствах освоения шельфа, о рыбопромысловом флоте и речных судах для внутреннего плавания. Также необходимо обновление парка буксиров и других вспомогательных судов. Что касается внешнего рынка, то здесь есть только один пункт - изготовление корпусов судов. В стратегии есть и планы по развитию услуг судоремонта. Не секрет, что сейчас многие судоходные компании стремятся пойти на ремонт не в российские, а в зарубежные воды Если говорить о мерах государственной поддержки, то планируется в дальнейшем развивать лизинг, субсидировать процентные ставки для транспортных компаний и рыбохозяйственного комплекса. В этом году на субсидирование процентной ставки было заложено 30 миллионов рублей. В следующем - уже 70 миллионов. Однако в 2011-2012 годах субсидирование процентной ставки будет меньше - всего по 20 миллионов рублей. Вторым вопросом, который рассматривался на коллегии, была морская доктрина до 2020 года Военная тематика на Морской коллегии по понятным причинам обсуждалась в закрытом режиме. Но кое-какие разъяснения по важнейшим проектам дал главком ВМФ Владимир Высоцкий В первую очередь всех интересовала судьба межконтинентальной баллистической ракеты «Булава-30». На прошлой неделе ее 12-й по счету испытательный пуск опять закончился неудачей. По официальным данным, только пять испытаний «Булавы» были успешными. Неудивительно, что появились слухи о возможном свертывании этого проекта. Адмирал Высоцкий вчера их категорически опроверг. «Будем продолжать работать», - заявил главком. Но сначала, по его словам, надо вскрыть глубинные причины неудачных стартов. У военных и промышленников пока нет окончательного понимания, что не так срабатывает в новом ракетном комплексе. Поэтому очередной пуск отложили до лучших времен. Точнее, до того момента, когда специалисты окончательно разберутся в причинах прежних сбоев. По некоторым данным, «разбор полетов» может затянуться до весны будущего года. В свое время в пользу «Булавы» военные отказались от другого перспективного проекта - «Барк». Реально ли повторение этой ситуации? Могут ли в ВМФ сделать ставку на принципиально новую ракету или использовать на подлодках проекта 955 «Борей» хорошо апробированную РСМ-54 «Синева»? Владимир Высоцкий такую возможность исключает. Дело в том, что работа над «Булавой» уже обошлась государству в миллиарды рублей. Начинать все с нуля морякам и конструкторам никто не позволит. Кроме того, под испытания «Булавы» переделали шахты на атомной подлодке Северного флота «Дмитрий Донской». А на стапелях «Севмаш-предприятия» специально под этот ракетный комплекс сейчас готовят три субмарины: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах" На нынешней неделе там собирались закладывать четвертую лодку - «Святитель Николай». Однако с ней в минобороны решили повременить. Главком ВМФ утверждает, что задержка обусловлена технологическими причинами и никак не связана с неудачными испытаниями новой ракеты. Деньги, по его словам, тут тоже ни при чем - проблем с финансированием военно-морских проектов флот не испытывает по меньше мере пять последних лет Средств на ВМФ, действительно, не жалеют. Для его оснащения современным арсеналом государство даже готово закупать корабли за рубежом. В частности - вертолетоносец типа «Мистраль». Правда, как вчера заметил адмирал Высоцкий, «тупой покупки» корабля не будет. Российских моряков интересует не столько конкретное судно, сколько технология его производства. В планах военных - строить такие корабли на собственных верфях. Например, в Санкт-Петербурге. Вероятность подобной сделки российские эксперты сейчас обсуждают с коллегами из Франции, Голландии и Испании. Главком ВМФ считает, что техническая проработка вопроса может завершиться еще до конца этого года. Если контракт будет заключен, то в ближайшие несколько лет боевой состав Северного и Тихоокеанского флотов пополнится универсальными десантными кораблями- вертолетоносцами Вчера же адмирал Высоцкий дал понять, что вывод российского Черноморского флота из Севастополя к 2017 году - вопрос далеко не решенный. У нашей страны есть в этом регионе свои стратегические интересы и свои стратегические объекты. Черноморская военно-морская база в Севастополе - один из них.