«ВСМПО-Ависма» в 2009 году снизила чистую прибыль в 15 раз
ОАО "Корпорация "ВСМПО-Ависма", крупнейший в мире производитель титана и титановых сплавов, по итогам 2009 года снизило чистую прибыль в 15,3 раза по сравнению с предыдущим годом и в 35,5 раза к пиковому 2007 году - до 175 миллионов рублей, производство упало на 26,5% к 2008 году и на 28,8% к 2007 году - до 19,5 тысяч тонн, сообщил гендиректор компании Михаил Воеводин в интервью газете "Коммерсант"."Ситуация усугубилась тем, что в течение двух-трех предыдущих лет мы увеличивали мощности. Теперь же трудно говорить о возврате инвестиций в 2009-2010 годах", - сказал он.По его словам, выручка от реализации в 2009 году составила 26 миллиардов рублей, по сравнению с 2008 годом она снизилась на 10%, с 2007 годом - на 15%.При этом, сообщил глава концерна, "ВСМПО-Ависма" не снижала цены несмотря на падение стоимости титана на внебиржевом рынке, так как 70% продукции идет на западный авиакосмический рынок по долгосрочным договорам с Boeing и Airbus, в которых прописаны цены. Оставшиеся 30% промышленного титана покупают атомная и химическая отрасль, судостроение, производители опреснительных установок. В целом, по его оценке, мировой рынок титановой отрасли сжался минимум вдвое.Гендиректора отметил, что несмотря на рост заказов в тоннаже на 10% в 2010 году, падение выручки "ВСМПО-Ависмы" составит 5% из-за сокращения доли поставок для авиакосмоса и роста доли промышленного титана. По его словам, цены на продукцию в настоящее время стабилизировались."Очень жду лета. Есть надежда и обоснованное, на мой взгляд, ощущение, что летом мы увидим серьезное оживление в авиации. Конечно, основным двигателем будет программа выпуска Boeing 787. С учетом времени на производство комплектующих для нас она станет серийной уже в конце этого-начале 2011 года", - высказал мнение Воеводин.Говоря о ситуации с должниками он отметил, что с западными потребителями проблем нет, а со стороны российских покупателей компания с конца 2008 года столкнулись с проблемами неплатежей. После работы с ними к концу 2009 года долги российских потребителей с 3 миллиардов рублей до порядка 700 миллионов рублей.Глава компании также сообщил, что к концу 2009 года кредиторская задолженность "ВСМПО-Ависмы" снизилась до 700 миллионов долларов по сравнению с 730-740 миллионами долларов на начало года, при этом компания за четвертый квартал реструктурировала половину долга, сделав его трех-пятилетним. Основными кредиторами компании стали UniCredit, Альфа-банк, Societe Generale, Сбербанк."Основная цель этого года - не нарастить долг. С учетом планируемой выручки на уровне 850-870 миллионов долларов ее соотношение с кредиторской задолженностью, может быть, не критичное, но уже пограничное. По пессимистичному сценарию увеличим кредитную массу на 30 миллионов долларов, по оптимистичному - сократим на 50 миллионов долларов", - сказал Воеводин.На реализацию инвестпрограммы "ВСМПО-Ависма" в 2009 году потратила около 3 миллиардов рублей, в 2010 году планирует направить 4,6 миллиарда рублей, финансирование будет идти из оборотных средств."Исходно планировалось инвестировать где-то 1 миллиард долларов в 2007-2012 годах. Целью был рост объемов производства и изменение его структуры в сторону продукции с большей добавочной стоимостью, ближе к конечной детали. Это в первую очередь наращивание доли штамповок и сокращение доли слябов. Во многом программа строилась под планы авиаконцернов, у которых пик потребления должен был начаться в 2012-2013 годах. Но в конце 2008 года стало понятно, что пика не будет, и сроки реализации инвестпрограммы сместили на 2015 год, что позволит не только растянуть платежи, но и переосмыслить саму программу. Кризис - это иногда хорошо. После сумасшедшей гонки, которая была на рынке с 2006 года, он дал возможность остановиться и задуматься: а правильно ли мы все делаем? Рынок меняется, и кризис позволяет адаптировать к этому нашу инвестпрограмму", - заявил он в интервью.По его словам, компания не меняет планы по увеличению мощностей по выпуску титана до 46 тысяч тонн в год и ждет роста, который был обещан потребителями, чтобы ввести в эксплуатацию новые мощности.Отвечая на вопрос "Коммерсанта" о сути антикризисной программы "ВСМПО-Ависмы", Воеводин отметил, что компания является градообразующим предприятием, поэтому невозможно было принять программу, которая дала бы быстрый результат, так как быстрые сокращения персонала невозможны."Были рассмотрены три основных варианта: сокращение, неполная рабочая неделя и вывод на простой. Вывод на простой был расценен как неэффективный, даже вредный. Людям, выведенным за забор, но получающим две трети зарплаты, потом трудно объяснить, что надо работать даже за 100% зарплаты. Мои коллеги, которые эту меру применяли, уже сталкиваются с такими проблемами. Люди не хотят работать. Остались два варианта. Мы их в конце августа предложили профсоюзу, дали месяц на раздумье. В начале октября была встреча руководства с профсоюзами и работниками. Они выбрали неполную рабочую неделю. Я был удивлен, но обрадован", - сказал гендиректор.Он сообщил, что сокращенная рабочая неделя точно останется до лета, сейчас в корпорации без учета дочерних обществ работает около 21 тысяч человек, в графике неполной недели - около 5 тысяч.По его словам, компания готова заключать долгосрочные контракты с российскими авиапроизводителями, по образцу договоров с Boeing и Airbus. По его словам, соответствующие переговоры ведутся с Объединенной авиастроительной корпорацией, "но пора уже фактуру в них добавить"."У нас сейчас есть контракты с покупателями на 2010 год, на 2011-й - пока нет. С мая начнем контрактовать 2011 год, в сентябре должны закончить. Если к этому сроку любой из потребителей придет с инициативой подписать долгосрочный контракт, мы будем рады", - подчеркнул Воеводин в интервью "Коммерсанту".