Российский шинный рынок в 2009 году сократился до 33,1 млн штук
С обвальным падением продаж автомобилей в прошлом году был ожидаем и провал российского шинного рынка. По результатам 2009 года рынок автомобильных шин всех видов сократился на 36%, до 33,1 млн штук, посчитали в «Сибур — Русские шины». При этом из-за изменения покупательских предпочтений, сместившихся в бюджетный сегмент, в большей степени пострадали производители премиальных покрышек, причем как импортируемых, так и местного производства. Отечественным производителям это позволило удержать или даже увеличить свою долю рынка. Но воспользоваться ситуацией смогли и импортеры недорогих азиатских и японских шин. Сокращение спроса на шины в России началось еще в четвертом квартале 2008 года, а всю первую половину 2009 года рынок и вовсе пребывал в глубокой стагнации — было продано только 14,9 млн штук, тогда как в январе—июне 2009 года — 28 млн штук. Но благодаря накопленному отложному спросу, стабилизации валютных курсов и общему оживлению в экономике в третьем квартале прошлого года продажи шин начали расти. В результате продажи шин всех видов в России за 2009 год составили 33,1 млн штук, что только на 36% меньше, чем годом ранее. Непосредственно российские заводы (включая местные заводы зарубежных концернов) снизили производство на 27%, до 27,8 млн шин, что в стоимостном выражении составляет около 74,1 млрд руб., посчитали в «Сибур — Русские шины». При этом импорт упал на 36%, до 13,7 млн штук. А вот экспорт даже вырос на 6%, до 8,4 млн штук, во многом благодаря тому, что местные заводы зарубежных производителей переориентировали поставки на экспорт из-за падения внутреннего спроса на премиальные шины. Смещение спроса в сторону бюджетных шин позволило отечественным производителям сохранить свою долю, несмотря на падение производства. Так, на «Сибур-РШ», «Нижнекамскшину» и Amtel приходится более 50% выпуска в денежном выражении. А вот в продажах в большей степени пострадали импортеры и производители премиальной продукции. Так, по неофициальным данным, Nokian Tyres в 2009 году снизила продажи в России более чем в три раза (до 1,2 млн штук), а Michelin — с 2,6 млн штук в 2008 году до 1 млн штук в 2009-м. Их доли рынка снизились с 8,1 до 3,5% и с 8,2 до 5,9% соответственно. Сама Nokian Tyres раскрывает данные о российских продажах только в денежном выражении: они упали с 309,8 млн до 116,7 млн евро. При этом доля России в продажах компании снизилась с 34 до 20%, уступив первое место Восточной и Центральной Европе, чья доля выросла с 16 до 24%. Но снижать производство в России не пришлось, уверяют в компании. По неофициальной информации, на всеволожском заводе было выпущено около 4,1 млн штук. В 2009 году Nokian Tyres стала крупнейшим экспортером шин из России. Среди традиционных импортеров существенно сдали позиции Pirelli — их доля рынка сократилась с 1,7 до 0,5%, Goodyear — с 3,6 до 1,9% и Continental — с 6,7 до 4,5%. Зато Yokohama вошла в пятерку крупнейших игроков, увеличив продажи с 1,57 млн покрышек (3,7% от объема всего рынка) до 2,14 млн покрышек (8,1% от всего рынка). Источник в компании отметил, что весь год велась интенсивная работа с дилерами, для которых были разработаны новые схемы поддержки, проведена рекламная кампания. Кроме того, головной офис пошел на уступки в условиях поставок и кредитования, добавляет он. Это неудивительно — с запуском российского завода в 2011 году Yokohama рассчитывает, что Россия станет для нее крупнейшим рынком наравне с Китаем и США. Все производители уверены, что уже в этом году российский шинный рынок начнет постепенно восстанавливаться. «Возобновились продажи новых автомобилей. Складские остатки истощились, в целом российская экономика стабилизировалась, — говорят в Nokian Tyres. — Ожидается, что постепенное восстановление автомобильного рынка, которое начнется в 2010 году, переживет всплеск в 2011—2012 годах». Традиционно более консервативны в Michelin, ожидая полного восстановления шинного рынка только к 2015 году. Мы ожидаем, что рынок шин в России и СНГ вырастет на 4% в 2010 году, добавляют в Michelin, а в 2011 году — на 10%. Заместитель гендиректора «Сибур — Русские шины» Игорь Караваев добавляет, что с восстановлением рынка вернется и докризисная структура продаж, то есть импортеры будет отвоевывать свои позиции. «В результате позиции местных заводов могут ослабнуть, если не стимулировать инвестиции в российские мощности, для чего необходимо повышение ввозных пошлин», — говорит он. Кроме того, опасность для всего рынка представляет рост ввоза бывших в употреблении восстановленных шин, остановить который должно государство.