Судостроительная корпорация увеличилась на 14 предприятий
Президент Дмитрий Медведев подписал указ о передаче Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) ряда новых активов (в частности, ФГУП "Судэкспорт"), которые занимаются экспортом-импортом судов и оборудования. В ОСК утверждают, что монополизировать эту сферу не собираются, так же как и претендовать на самостоятельный экспорт военных кораблей. Государство поддержит корпорацию другим способом — путем предоставления масштабных налоговых льгот.Вчера президент Дмитрий Медведев встретился с главой ОСК Романом Троценко и провел заседание Совета безопасности, на котором обсуждалось судостроение. Президент сообщил, что "подписал указ о развитии ОСК", согласно которому корпорации передаются "доли участия, акции и иное имущество". Роман Троценко уточнил, что речь идет "о 14 предприятиях, часть из которых расположены на юге России и позволяют сформировать на Каспии центр судостроения и строительства буровых платформ". Контроля над ними ОСК не получит — господин Троценко отметил, что "речь идет в основном о миноритарных и блокирующих пакетах". Это доли в небольших предприятиях вроде завода "Лотос", завода им. Карла Маркса в Астрахани, Московский судостроительный завод и ряд других активов, пояснил "Ъ" господин Троценко. По словам Дмитрия Медведева, указ также наделяет ОСК "правом ведения внешнеторговых операций и лизинга", то есть "экспорта-импорта судов, плавсредств, судового и другого оборудования". Фактически это может означать монополизацию всей внешнеэкономической деятельности в отрасли в руках ОСК. Однако Роман Троценко заверил "Ъ", что монополизации не будет, а под полномочиями во внешнеэкономической деятельности понимается только передача ОСК ФГУП "Судэкспорт". На самостоятельный экспорт военных кораблей ОСК не претендует. Эту информацию "Ъ" подтвердил гендиректор "Судэкспорта" Станислав Шулепов, по словам которого, ФГУП специализируется главным образом на импорте-экспорте судового оборудования, причем исключительно для гражданских судов. Пока "Судэкспорт" нельзя назвать крупным игроком, отмечает главный редактор Moscow Defense Brief Михаил Барабанов — с 1992 года ФГУП поставил на экспорт всего десять судов. Подписание указа означает, что процесс формирования ОСК завершен, говорит Роман Троценко. До сих пор считалось, что создание корпорации закончилось еще летом 2009 года, когда было создано ОАО ОСК и на его баланс через допэмиссию перешли пакеты акций судостроительных госпредприятий (уставный капитал ОСК — 117 млрд руб.). Однако теперь в ОСК говорят, что она, во-первых, намерена доукомплектовать штат сотрудников хед-офиса, а во-вторых, упразднит Северный, Западный и Дальневосточный центры судостроения, которые сегодня управляют активами по территориальному признаку. Все заводы ОСК (в Архангельске, Петербурге, Мурманске, Северодвинске и других городах) станут дочерними обществами корпорации, а на Дальнем Востоке будет создано представительство ОСК — для управления двумя ключевыми СП: с китайско-сингапурской Yantai Ruffles (строительство буровых платформ) и корейской Daewoo Shipbuilding (судостроение). Мощности "Адмиралтейских верфей", по словам Романа Троценко, будут перенесены из Петербурга в Кронштадт. Наконец, корпорация намерена получить контроль или создать СП с рядом верфей на Украине (см. справку). Сколько стоят эти проекты и за счет чего они будут финансироваться, в ОСК не поясняют. Но государство планирует активно помогать корпорации. До 15 июля в Госдуму должен быть внесен законопроект о развитии судостроения, который оговаривает создание специализированных судостроительных зон с налоговыми и таможенными льготами, утверждает Роман Троценко. ОСК намерена сосредоточиться на строительстве судов и буровых платформ, способных работать на шельфе северных морей: танкеров ледового класса, газовозов и прочих судов, которые, по выражению господина Троценко, "сейчас невозможно нигде купить". Вице-премьер Игорь Сечин вчера также назвал это направление стратегическим, отметив, что "80% запасов энергоресурсов России находится на шельфе северных морей, а 42 тыс. км границы страны проходят по морю". Два других направления работы ОСК — строительство современных военных судов и малых речных судов для внутреннего сообщения. В рамках военного судостроения корпорация наверняка заинтересуется не только государственными, но и частными активами в судостроении, говорит Михаил Пак из ИК "Атон", например, Балтийским заводом и "Северной верфью", подконтрольной Межпромбанку. Переговоры о продаже этих активов государству уже ведутся