Объединенная судостроительная корпорация покупает немецкие верфи

Объединенная судостроительная корпорация покупает немецкие верфи

02.07.2010
Новости Судостроение

Германские верфи Nordic Yards могут снова сменить владельца. Виталий Юсуфов договаривается о продаже активов Объединенной судостроительной корпорации (ОСК)Бывший менеджер «Газпрома» Виталий Юсуфов может продать ОСК компанию Nordic Yards, созданную на базе активов Wadan Yards, рассказал источник, близкий к бизнесмену. Переговоры об этом ведутся, подтвердил руководитель пресс-службы ОСК Игорь Рябов.Если сделка состоится, верфи третий раз сменят хозяина за последние три года. Летом 2008 г. Wadan Yards приобрел российский бизнесмен Андрей Бурлаков. Через год предприятия обанкротились. Власти ФРГ начали поиск другого инвестора. И президент России Дмитрий Медведев пообещал канцлеру страны Ангеле Меркель найти нового стратегического инвестора. Сразу после этого, летом 2009 г., имущество Wadan Yards за 40,5 млн евро выкупила структура Юсуфова Nordic Yards. Тогда он руководил московским офисом газпромовской «дочки» Nord Stream. А его отец Игорь входит в совет директоров «Газпрома» и является спецпредставителем президента по международному энергосотрудничеству.Деньги на покупку верфей Юсуфов-младший занял, рассказывал тогда его знакомый, а в дальнейшем планировал найти для актива стратегического инвестора из России, например ОСК.Консультации с ОСК начались только месяц назад, говорит Рябов, и пока никаких договоренностей не достигнуто. Корпорации интересны зарубежные технологии в судостроении, уточняет он; получить их можно через покупку активов и за счет сотрудничества с зарубежными компаниями. В июне ОСК подписала с Daewoo соглашение о создании СП, которое займется строительством новой судоверфи на Дальнем Востоке, напоминает он. Nordic Yards ведет переговоры о сотрудничестве с ОСК с осени 2009 г., уверяет представитель Виталия Юсуфова, причем компании интересно и участие ОСК в капитале, и создание СП для совместного производства судов.С Юсуфовым ОСК не может договориться по цене, знает источник, близкий к корпорации. Во сколько стороны оценивают актив, он не говорит, а их представители вопрос не комментируют: идет переговорный процесс.Nordic Yards подорожала как минимум на 50% — она запустила производство и получила заказы, говорит аналитик «Ренессанс капитала» Марина Алексеенкова. В частности, Stena Hollandica заказала компании Юсуфова два парома, один уже сдан. А в марте Nordic Yards получила заказ на 100 млн евро от «Норникеля». В июне компании была выделена субсидия правительства Германии на 1,4 млн евро в рамках проекта POLAR («Производство, работа и жизнь в арктических регионах»). Сейчас на верфях работает 760 человек; Юсуфов, покупая активы, обещал обеспечить работой 1600 человек.Сделка будет интересна обеим сторонам, считает аналитик Банка Москвы Михаил Лямин: ОСК легче будет обеспечить верфи заказами и выполнить обещание по созданию рабочих мест, а взамен она получит технологии. Но главное — договориться по цене, отмечает он (см. врез).У ОСК вряд ли есть деньги на сделку, продолжает Алексеенкова. Убыток группы ОСК в 2008 г., по данным Счетной палаты, составил 11 млрд руб.; в 2009 г., по словам представителя компании, он сократился вдвое. Но деньги можно занять в госбанках, считает эксперт, возможен и вклад государства в уставный капитал корпорации. ОСК получает бюджетные деньги: в 2008 г. в ее капитал внесено 1,8 млрд руб., в 2009 г. было распоряжение выделить еще 1,9 млрд руб., а в бюджете на 2010 г. заложено 2,5 млрд руб.