Суперверфь в Приморье начнут строить в декабре 2010 года

Суперверфь в Приморье начнут строить в декабре 2010 года

12.11.2010
Новости Судостроение

Спустя год после подписания миллиардных контрактов в ЗАТО Большой Камень, совместное российско-корейское предприятие «Звезда- DSME»начинает работу. Несмотря на публикации в СМИ о том, что в Приморье невозможно развивать судостроение, рядом с заводом по строительству атомных подводных лодок ОАО «ДВЗ Звезда» Объединенная судостроительная корпорация начинает строить крупнейшую в России верфь с уникальным сухим доком.
Как ранее заявлял директор ОСК Роман ТРОЦЕНКО,несмотря на неопределенность с разработкой и освоением Штокманского месторождения, DSME и ОСК "решили идти в проект на Дальнем Востоке при любой погоде, стороны выполняют обязательства, в проекте заинтересованы, а сама верфь уже спроектирована". По словам заместителя генерального директора по производству ОАО «Дальневосточного центра судостроения и судоремонта» Юрия ФИЛЬЧЁНКА, в течение всего года разрабатывался рабочий проект строительства верфи, проводились геологические изыскания, собиралась вся необходимая информация для начала строительства.
В ноябре 2009 года первый вице-премьер правительства РФ Игорь СЕЧИН, Роман ТРОЦЕНКО и главный исполнительный директор Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, (Республика Корея) Нам Сан Тэ вместе с представительной делегацией топ-менеджеров нефтегазовых компаний заложили в Приморье третий российский центр судостроения.
Но в СМИ появилась информация о том, что "суперверфь" в Большом Камне на самом деле не строится. «Хотя, - по ряду сообщений, - под верфь уже заключены договоры на строительство танкеров».
Как сообщил РИА «Дейта» заместитель генерального директора по производству ОАО «Дальневосточного центра судостроения и судоремонта» Юрий ФИЛЬЧЁНОК, выстроенная программа строительства верфи и строительства судов предполагает две параллельные работы.
«Первая – это строительство самой верфи в бухте Большой Камень, что займет само по себе до 36 месяцев. В большей степени она будет специализированной, предназначенной для строительства крупнотоннажных судов водоизмещением не менее 150 тысяч тонн. Объем переработки металла составит более 100 тысяч тонн в год. Сухой док, которого нет до сих пор ни на одной российской верфи, будет иметь длину более 450 метров и ширину более 100 метров. Здесь будут заниматься и более крупными заказами, а решение по мелким будет определяться экономической эффективностью и загрузкой верфи.
Параллельно будут идти строительство судов океанского класса, для которых эта верфь предназначена. Из общего типажа судов, с которых начнется деятельность новой верфи, были выбраны танкеры типа Aframaxдля перевозки сырой нефти и других нефтепродуктов».
Первым заказчиков ОАО «ДЦСС» стал «Совкомфлот», для которого будут строиться танкера дедвейтом около 150 тысяч тонн, оснащенные самым экологически чистым оборудованием.
Для Венесуэлы будут построены примерно такие же танкеры. «Поэтому, - поясняет Юрий ФИЛЬЧЕНОК, - первое судно будет закладываться на верфи нашего корейского партнера. Там будут работать наши инженеры и рабочие для того, чтобы получить в первую очередь необходимый объем технических знаний и навыков. А также - в качестве инструкторов затем обучать тех людей, которые будут работать с ними в Большом Камне при строительстве последующих судов».
С июня 2010 года консорциум активно ведет проектирование верфи. С российской стороны проектированием занимается российская «Востокпроектверфь» из Владивостока, с корейской – крупная компания KORPEC, имеющая большой опыт проектирования гидротехнических сооружений по всему миру.
В настоящее время на предприятии выстраиваются технические графики, согласно которым будет строиться сама верфь, законтрактованные суда и рабочая документация на них.
В ноябре 2010 год проект верфи «Звезда- DSME» планируется передать на государственную экспертизу. «А в первой декаде декабря, - поясняет замгенерального директора по производству ОАО «ДЦСС», - планируем приступить к реальному строительству верфи. Территория предприятия будет включать в себя большое количество цехов по металлообработке, открытые эллинги для сборки готовых конструкций, сухой док, большое количество судостроительных кранов очень большой грузоподъемности, несколько морских причалов, которые будут использоваться для выгрузки готового оборудования и достройки строящихся судов, а также целого ряда вспомогательных инженерных объектов.
В то же время российское судостроение по большинству факторов неконкурентоспособно, - считает вице-президент Объединенной судостроительной корпорации Дмитрий МИРОНЕНКОВ. Об этом он заявил в интервью «Коммерсанту».
- Российские судостроение в том виде, в котором оно есть сейчас,— мощности, технологии - сформировалось в 60-70-х годах XX века. За исключением ряда крупнотоннажных предприятий, построенных на Украине, верфи в основном были мало- и среднетоннажными. Начиная с 1970-х годов в мировом судостроении последовательно произошли сразу три технологические революции, но СССР и Россия их пропустили.
Пропустив эти нововведения, без которых облик современной верфи немыслим, наши верфи остались на уровне развития 1970-х годов. То есть в гражданской части мы потеряли конкурентоспособность лет 30 назад, в военной - теряем сейчас.
Люди, работающие на верфях, как правило, отговаривают своих детей следовать их примеру, поэтому людской ресурс невозобновляем и ограничен во времени. Скажем, средний возраст сотрудников на предприятиях ОСК составляет 52 года и продолжает увеличиваться на десять месяцев за календарный год. Если так пойдет дальше, то 90% наших рабочих достигнут пенсионного возраста в 2018 году. Не самый благоприятный климат, дорогие и «короткие» кредиты, неразвитая сеть поставщиков, отсутствие благоприятного налогового режима влияют на снижение конкурентоспособности.
«У нас инженерная школа сохранилась, но ее кадры стареют», - продолжает Дмитрий МИРОНЕНКОВ.
По его словам, «есть вещи, с которым бессмысленно пытаться бороться - например, невозможно изменить климатические условия или остановить старение людей, и есть, напротив, меры, относящиеся к госрегулированию отрасли, - все, что касается налогов, таможенного режима, стоимости кредитных ресурсов. Создать условия для развития отечественного судостроения государству вполне по силам. Опять же времени для этого не так много. Исходя из того, что главный ресурс - людской - стареет, у нас есть короткое окно возможностей - максимум