Нефтяники пригрозили России дефицитом топлива
Снижение стоимости бензина на заправках, на котором настаивает Федеральная антимонопольная служба (ФАС), приведет к дефициту топлива в России. Об этом говорится в письме, подготовленном компанией «Роснефть» и направленном в адрес антомонопольщиков, пишет газета «РБК daily». По мнению нефтяников, при уменьшении цен на горючее владельцы независимых АЗС начнут скупать бензин в стране и перепродавать его за границу.
В письме отмечается, что в настоящее время в России только 40 процентов розничного рынка контролируется крупными нефтяными компаниями, так называемыми, вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК), остальные 60 процентов приходятся на независимые заправки. Они могут начать скупать топливо и переправлять его за границу, считают в «Роснефти». Правда, отмечается в письме, это станет возможно в том случае, если Россия снимет ограничение по экспорту нефтепродуктов.
Предотвратить бензиновый кризис в стране можно, продлив срок обращения на российском рынке топлива класса «Евро-2» , говорится в документе. Изначально этот стандарт (к которому ранее относился весь бензин Аи-92) планировалось запретить к выпуску уже с 1 января 2011 года, однако против этого выступили нефтеперерабатывающие компании. По их мнению, отмена такого вида топлива могла повлечь за собой рост цен на Аи-95 и снижение объемов его производства. В итоге Минэнерго подготовило поправки к регламенту, разграничивающие понятие Аи-92 и «Евро-3». Кроме того, запрет «Евро-2» был отложен на 2015 год.
В конце июня 2011 года ФАС потребовала от нефтяных компаний снизить цены на бензин. Это стало ответной реакцией на значительное подорожание бензина, которое наблюдалось в конце апреля-начале мая. Так, с 1 по 16 мая рост стоимости топлива составил 3,1 процента. Аналитики объясняли это подорожанием горючего на оптовом рынке, а также возникшим в некоторых регионах России дефицитом бензина и дизеля. В свою очередь топливные компании обвинили в бензиновом дефиците политику российского правительства, которая заставило АЗС снизить цены в начале 2011 года. По оценкам специалистов, после снижения цен на топливо на российских заправках нефтяным компаниям стало выгоднее отправлять горючее на экспорт, чем продавать на внутреннем рынке.