Европа добилась от «Газпрома» снижения цен

Европа добилась от «Газпрома» снижения цен

21.05.2012
Новости Топливная промышленность

Европейские импортеры сокращают покупки российского газа, а также требуют пересмотра контрактов и снижения цен. В будущем доходы от экспорта газа могут еще более сократиться, утверждает "Независимая газета". Аналитики "Сбербанка" предсказывают обострение конкуренции и кардинальное изменение газовых рынков уже через 4-5 лет, когда сланцевый газ начнет вытеснять российских экспортеров.
Итоги первого квартала оказались для российских газовиков довольно печальными. В Европе снижение закупок наблюдалось практически по всем странам, кроме Турции. В феврале этого года "Газпром" уже заявил о снижении цен на газ на 10% для европейских стран. Снижение цен - это вынужденный шаг для сохранения конкурентоспособности. С Италией договоренность о скидках уже достигнута. Переговоры с немецкой E.ON Ruhrgas пока продолжаются.
Скидку получила Болгария, для которой цены на газ с 1 апреля снизились на 11,1%. Объем поставок в Болгарию невелик - 2,81 млрд. куб. м газа по итогам 2011 года по цене около 390 долларов за 1 тысячу куб. м. Но эксперты отмечают совпадение интересов сторон: София получила скидку, а Москва - лояльного партнера в вопросе строительства амбициозного газопровода "Южный поток".
Анкара также подписала новое соглашение с "Газпромом", в обмен на разрешение на строительство "Южного потока" концерн предоставил Турции скидку.
Как отмечает аналитик независимого агентства "Инвесткафе" Виталий Михальчук, сейчас в Европе многие покупатели недовольны очень высокими ценами на российский газ. А снижение закупок наблюдается практически по всем странам, кроме Турции. "Крупнейшие покупатели - Германия и Италия - уменьшили закупки в первом квартале на 15% и 53% соответственно".
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин предполагает, что "Газпрому" и дальше придется отступать под натиском недовольных ценами зарубежных потребителей. "Есть две концепции поведения - либо проявлять твердость и держать высокую цену для получения сиюминутной прибыли, либо действовать гибко, чтобы сохранить свою долю на привлекательном рынке, - говорит он. - Алексей Миллер сторонник первой, но в нынешних условиях даже он вынужден отступать".