Фигуранты дела Хорошавина: обвиняемые или пострадавшие
Адвокат предпринимателя и депутата V созыва Городской Думы г. Южно-Сахалинска Ю.Азизова, обратился к уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Титову Б.Ю. с целью найти защиту от несостоятельных обвинений, которые предъявляются к его подзащитному.
Депутат городской Думы Южно-Сахалинска Юрий Азизов оказался самым серьезно пострадавшим от коррупционных схем скандально известного губернатора Хорошавина. Азизов провел почти пять месяцев в СИЗО по обвинению в даче взятки экс-губернатору, компаньоны разворовали его компанию, а подрядчик, вызвавшийся помочь депутату и его супруге, в итоге написал на него заявление, как утверждают адвокаты, с очередным огульным обвинением.
Уголовное дело против депутата городской Думы Южно-Сахалинска Юрия Азизова возбудили 24 февраля 2016 года, спустя почти год после того, как оперативники ФСБ задержали губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина. По версии следствия, в 2014 году депутат передал «организованной группе лиц, руководимой губернатором Сахалинской области Хорошавиным А.В.», 10 млн рублей. Азизова обвинили в передаче губернатору взятки в особо крупном размере (часть 5 статьи 291 УК) и отправили в СИЗО.
В деле о взятке Хорошавину, кроме Азизова, фигурируют еще 19 депутатов Гордумы. «Мзду» в размере от 2 до 10 млн рублей для Хорошавина, при посредничестве нескольких чиновников из его администрации, собирал бывший мэр города Южно-Сахалинска Андрей Лобкин. Кандидатам говорили, что сумма собирается за содействие на очередных выборах в Гордуму, и что часть ее пойдет в «партийную кассу» на обеспечение предвыборной агитации. Таким образом в Гордуме последнего, пятого созыва купили себе «кресла» как минимум 20 из 26 депутатов. Об этом информировал следствие и сам Лобкин: через адвоката он передал свои показания, содержавшие, в частности, список замешанных в коррупционных схемах депутатов и суммы взяток. Эти показания были оглашены в суде.
Кроме того, согласно показаниям обвиняемых и свидетелей из числа депутатов и сотрудников администрации Сахалинской области, деньги фактически собирали принудительно, угрожая проблемами, если кандидат откажется платить.
Сам Азизов также признает этот факт и подтверждает, что кандидатов (и его в том числе) шантажировали. «Действительно, на меня вышел Лобкин. Я в то время был депутатом тогда еще городского собрания Южно-Сахалинска 4-го созыва по единому списку от партии "Единая Россия". Он предложил стать депутатом 5-го созыва по одномандатному округу. Стоимость "входного билета" он назвал в размере 10 млн рублей. Обоснованием этой суммы было озвучено: партийная касса для проведения выборов. Я сначала отказался, но мне он дал понять, что в случае отказа работать на Сахалине будет проблематично. Зная о возможных проблемах со стороны руководства города и области, я согласился с озвученной суммой», — рассказал Азизов.
При этом самое трагичное, что Юрий Азизов оказался единственным арестованным среди двух десятков депутатов городской Думы Южно-Сахалинска, которых подельники Хорошавина заставили заплатить за кресло в парламенте. Никто из прочих двадцати фигурантов, кроме самого Азизова, не подвергался уголовному преследованию. «Никто из них, насколько нам известно, не был ни арестован, ни привлечен к уголовной ответственности. Хотя формально они делали все то же самое», – отмечает адвокат депутата, Андрей Головко. Более того, даже признав на допросах в Следственном комитете факт дачи взятки за получение мандата, люди продолжают не только находиться на свободе, но и исполнять свои депутатские функции.
Самого же Азизова подвело, мягко говоря, неблагоприятное стечение обстоятельств. Помимо «дела Хорошавина», следствие заинтересовалось крупной недоплатой налогов, которая имела место в последние два года на его предприятии. Депутат и его адвокаты уверены: в СИЗО он оказался не из-за коррупционной схемы экс-губернатора, а из-за наглых махинаций его собственных компаньонов по бизнесу.
Юрий Азизов уже 12 лет является учредителем строительной компании «Сахалин-Строй-Механизация». Это предприятие, до недавнего времени процветавшее, было достаточно известно в Сахалинской области, выполняло большое количество заказов, в том числе не раз выигрывало тендеры на госконтракты. Одним словом, превосходно подходило для рейдерского захвата. В роли рейдеров выступили… его собственные директора, которым Азизов два года назад передал управление компанией. Гендиректор «Сахалин-Строй-Механизации» Леонид Демченков и коммерческий директор Дмитрий Пансков, бывшие компаньоны Азизова, принимали все управленческие решения в компании, начиная с 2014 года, когда депутат решил отойти от дел. Именно в этот период, как считает следствие, компания недоплатила в налоговые органы 68 млн рублей, предоставив в налоговую службу за 2014 год и первое полугодие 2015-го ложные сведения.
Азизов и его адвокаты предполагают, что бывшие компаньоны предпринимателя могли спланировать рейдерский захват бизнеса Азизова, с целью чего дали против него показания, «обелив» себя и попытавшись перевести вину за недоимки на учредителя. По словам депутата, сразу после его ареста Демченков и Пансков принялись откровенно расхищать его бизнес, а следовательно, были заинтересованы в том, чтобы он оставался в СИЗО как можно дольше.
«За время моего пребывания в СИЗО компания оказалась разграбленной, ни разу за время моего отсутствия не выплачивалась заработная плата, не обслуживались кредиты, контрактные обязательства, дебиторская задолженность, не посещались судебные заседания, где Общество выступало истцом, либо ответчиком. В настоящий момент из компании выведены все активы на подконтрольные фирмы Панскова и Демченкова», – рассказывает Азизов.
После ареста Юрия Азизова рейдеры действовали открыто и нагло: угрожали семье, требовали отдать бизнес, без ведома супруги Азизова Вероники переписывали на себя и третьих лиц активы и имущества, вплоть до личного автомобиля Вероники и другой техники. «От моего бизнеса практически ничего не осталось! Разворовано более чем на 100 млн рублей товарно-материальных ценностей, переписаны в компаниях учредители и навешаны для банкротства долги на основную компанию более 50 млн рублей, в том числе 25 млн рублей зарплаты…» – сетует Азизов, который сейчас пытается как-то реанимировать свое «детище».
Неизвестно, действовали ли бывшие компаньоны в сговоре с заявителем по третьему нависшему над Азизовым уголовному делу, или идея оговорить предпринимателя пришла ему в голову независимо. Но «последней каплей» в обвинениях, предъявленных депутату и предпринимателю, стало обвинение в… даче взятки для получения себе в камеру холодильника и телевизора. Заявление в следственные органы по данному вопросу написал бывший подрядчик «Сахалин-Строй-Механизации», которому предприятие Азизова еще до рейдерского захвата было должно некоторую сумму денег.
«Вызвался помогать некий подрядчик по строительству. Он взялся передавать продуктовые и вещевые передачи Азизову в СИЗО. Когда стал вопрос о передаче телевизора и холодильника, подрядчик сообщил, что сотрудники СИЗО требуют вознаграждение за передачу Азизову бытовой техники», – рассказывает адвокат депутата.
Подрядчик сказал супруге Азизова Веронике, что для того, чтобы техника попала именно в камеру арестованному депутату, необходимо заплатить 120 тысяч рублей. И, хотя оба супруга решили отказаться от передачи на таких условиях, подрядчик рассказал Азизовой, что вопрос с деньгами он уже «решил» с гендиректором «Сахалин-Строй-Механизации» Демченковым. Последний, поговорив с супругой владельца компании, пообещал ей, что не будет платить. В итоге неудавшийся «посредник» написал заявление о явке с повинной в ФСБ, что освободило его от уголовной ответственности – но при этом оговорил Азизова.
Защита также отмечает, что у компании Азизова есть долг перед подрядчиком, и возможно, тот решил таким странным способом получить этот долг хотя бы частично.
В настоящее время по всем трем делам ведется следствие, назначены экспертизы. Сам Азизов и его защита уверены, что все обвинения несостоятельны. В июле суд изменил для Азизова меру пресечения, отпустив его под залог. Один из адвокатов предполагает, что суд отнесся к Азизову со снисхождением, узнав, что во время заключения Азизова его бизнес разрушают компаньоны. «Этим, наверное, никого не удивишь. Сплошь и рядом имущество арестованных коммерсантов подвергается расхищению, растаскивается, но в нашем случае доводы были услышаны», – считает адвокат. Кроме того, в суде адвокаты также ссылались на слова президента, который на последнем петербургском международном экономическом форуме предложил привлекать к ответственности силовиков, допускающих разорение бизнеса подследственных. «Мы апеллировали к данной позиции Путина. Ситуация ровно наша».
На прошлой неделе на Сахалине побывал заместитель генпрокурора Юрий Гулягин. Узнав о визите высокопоставленного чиновника, Вероника Азизова добилась у него личного приема. «Никто не ожидал. Я быстро собралась и набросала в двух предложениях жалобу. Отвезла ее, попала на прием к замгенпрокурора. Он выслушал меня, сказал: "Посидите, подождите". После этого собрал совещание, где дал мне возможность выступить, я выступила, и что-то они должны думать, делать», – говорит жена депутата.
9 августа Вероника Азизова, которая сейчас занимает должность гендиректора «Сахалин-Строй-Механизация», и ее супруг подали в МВД и СК очередное, десятое заявление с требованием привлечь к уголовной ответственности бывших компаньонов-мошенников. Они также уверены, что в суде удастся доказать несостоятельность обвинений подрядчика по поводу взятки во ФСИН.
Азизов пока остается депутатом городской Думы, но допускает, что откажется от мандата. «Сейчас Азизовы пытаются как-то остановить ситуацию с крушением их бизнеса, отмотать назад, вернуть активы», – рассказывает их адвокат.