На сколько вырастут цены на бензин в 2017 году?

На сколько вырастут цены на бензин в 2017 году?

16.12.2016
Статьи и обзоры Топливная промышленность

На сумму, которую мы платим на заправке, влияют два фактора — стоимость сырья и существующая в отрасли налоговая система. По поводу цены на нефть аналитики уже копья сломали, а сейчас, после рассмотрения в третьем чтении законопроекта «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (он уже одобрен Советом Федерации и скорее всего, он будет принят в нынешнем или почти нынешнем виде) и зная заложенные в бюджет параметры топливных акцизов, можно поговорить и о налоговой составляющей.

Бюджет — дефицитный, доходы в 2017-м году составят 13,488 трлн руб., расходы — 16,241 трлн руб., разница — 2,753 трлн руб. В 2018 году объем доходов бюджета оценивается в 14,029 трлн руб., расходов — 16,04 трлн руб., на 2019 год — 14,845 и 15,987 трлн руб. соответственно.

В качестве источника финансирования дефицита федерального бюджета в 2017 году предлагается использование Резервного фонда в размере 1,15 трлн рублей и использование средств Фонда национального благосостояния в объеме 668,2 млрд рублей. В результате Резервный фонд будет полностью исчерпан в 2017 году, в ФНБ на конец 2017 года останется 4,190 трлн рублей (из них 1,618 трлн рублей размещены в разрешенных активах), на конец 2018 года — 3,102 трлн рублей (1,652 трлн рублей), на конец 2019 года — 3,056 трлн рублей (1,668 трлн рублей).

Очевидно, что в такой ситуации Минфин ищет любой способ увеличить доходы федерального бюджета — в том числе (а, возможно, в первую очередь) повышая нагрузку на нефтяную отрасль. Налоги повысятся и в нефтедобыче, и в нефтепереработке, то есть увеличатся как НДПИ, так и акцизы на топливо. Главный вопрос — насколько в итоге пострадает конечный потребитель. Повышение оптовых цен не может не отразиться на том, сколько будет стоить бензин на АЗС. Временной лаг между оптовой закупкой топлива и продажей его на заправке обычно составляет около одного месяца.

«Вопрос (роста акцизов на бензин — ред.) в правительстве обсуждается, акцизы, вы знаете, в последнее время неоднократно повышались, при этом они прямо транслировались в цену, — сказал Глава ФАС Игорь Артемьев. — Но из-за того, что у нас есть конкуренция на рынке, абсолютный рост соответствующих цен был в пределах инфляции и ниже роста акцизов примерно в два с лишним раза. То есть, рыночная среда за счет конкуренции не позволяла за счет естественных сдерживающих конкурентных факторов полностью на 100% перекладывать акциз в цену». Также оптимистично настроенный глава антимонопольного ведомства сделал реверанс в сторону СПбМТСБ. По его словам, ограничению роста цен на бензин служат биржевые индикаторы торгов нефтью — собственно данные торгов, регистрация небиржевых контрактов и расчет индексов Netback. «Цены просто не могут вырасти за пределы этих индикаторов», — заключил Артемьев.

Между тем, цены растут. Только за последние две недели, с 1-го по 13-го декабря, цена за тонну бензина Аи-92 повысилась на 4% (с 39,5 тыс. рублей до 41,1 тыс. рублей). Аи-95 подорожал на 1,7% (с 41,4 тыс. рублей до 42,1 тыс. рублей).

По словам заместителя главы Минфина Ильи Трунина, рост акцизов на бензин приведет к тому, что цена на него в 2017 году вырастет не более чем на 1 рубль 30 копеек. «В условиях ценового прогноза по нефти $40 за баррель это означает рост цен порядка 1 рубль 20 копеек — 1 рубль 30 копеек на литр бензина. Если цена на нефть будет $50 за баррель, то при тех же пошлинах и тех же акцизах цена может быть выше», — сказал чиновник.

По состоянию на 13 декабря цена на нефть составляет $56 за баррель. Ожидания рынка — $50-60 за баррель в среднем в 2017-м году. При таком положении дел рост цен очевидно превысит 1 рубль 20 копеек — 1 рубль 30 копеек на литр.

На цену для жителей московской области повлияет еще один фактор — плановый ремонт «большого технологического» кольца Московского нефтеперерабатывающего завода с 10 января по 6 мая 2017 года. Переработка нефти на МНПЗ снизится на 62% в феврале и на 75% в марте 2017 года в сравнении с показателями тех же месяцев 2016 года. Выпуск бензина в феврале — марте 2017 года практически приостанавливается (будет выпущено не более 28 тыс. т продукции). Как сообщил газете «Коммерсантъ»представитель Минэнерго, «Роснефти», ЛУКОЙЛу и «Газпром нефти» «с целью бесперебойного снабжения топливом московского региона» рекомендовано сократить экспорт бензина. В конце октября в «Газпром нефти» уже заявляли, что на время ремонта НПЗ «сконцентрируются на внутреннем рынке», отказавшись от экспорта топлива.

Таким образом, компании будут направлять бензин с других, более отдаленных, НПЗ, что может привести к дополнительному росту цен.

Напомним, вчера ФАС выразила недовольство прогнозом Вагита Алекперова о росте цен на бензин и дизельное топливо — по словам главы ЛУКОЙЛа, стоит ожидать роста 8-12%. «Такого рода информация звучит, как призыв следовать за ними», — сказал газете РБК замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. То есть получается, что у бензина нет никакого повода расти, кроме высказывания г-на Алекперова. Странная позиция, учитывая, сколько объективных факторов будет формировать цену в 2017-м году.

Кирилл Алексеев