На смену «Орланам» и локомотивной тяге готовят составы push-pull и электропоезда

На смену «Орланам» и локомотивной тяге готовят составы push-pull и электропоезда

19.07.2024
Новости Машиностроение

В условиях ориентации на импортозамещение отечественные разработчики продолжают развивать модельный ряд местных аналогов, чтобы обеспечить бесперебойное железнодорожное сообщение. Так, на неэлектрифицированных участках на смену дизель-поездам, чьё производство фактически прекратилось в 2022 году, готовятся прийти поезда push-pull. Соответствующие разработки ведутся при участии «Трансмашхолдинга» для пригородных перевозок, а также похожее решение готовится и для маршрутов дальнего следования на магистральных электрифицированных линиях.

В Екатеринбурге на недавно прошедшей промышленной выставке «Иннопром-2024» презентовали макет головного вагона высокоскоростного поезда для ВСМ Москва — Санкт-Петербург. Строительство цехов для сборки составов уже стартовало на предприятии «Уральские локомотивы» в Свердловской области. Также озвучены планы по созданию грузового высокоскоростного поезда для ВСМ. Пока же Алтайский край для развития пригородных перевозок по маршрутам, связывающим Барнаул со Славгородом, Ребрихой, Алейской и Рубцовском, принял шесть плацкартных вагонов на локомотивной тяге.

В Алтайский край поступило шесть новых вагонов

По данным пресс-службы Западно-Сибирской железной дороги, 16 июля на перроне железнодорожного вокзала Барнаул презентовали пять современных плацкартных вагонов на локомотивной тяге, который включили в состав пригородных поездов, курсирующих по неэлектрифицированным направлениям Барнаул — Славгород, Барнаул — Ребриха, Барнаул — Алейская и Барнаул — Рубцовск. Ещё один поступивший вагон находится в стадии оформления.

Новинки, вмещающие 81 пассажира, изготовлены на ОАО «Тверской вагоностроительный завод». Они оборудованы кондиционерами, системой обеззараживания воздуха, экологически чистыми туалетными комплексами, камерами видеонаблюдения и пожарной сигнализацией. В каждом предусмотрены персональные розетки и USB-разъёмы.

Срок службы вагонов составляет 40 лет. Инвестиции РЖД на их приобретение превысили 380 млн рублей. Кроме этого, Министерство транспорта Алтайского края анонсировало приобретение ещё 14 вагонов до конца года. Обновление подвижного состава пригородных поездов проводится благодаря соглашению между Правительством Алтайского края и ОАО «РЖД»: из 73 пассажирских вагонов 65 единиц произведены не ранее 2019 года. Также приобретаются новые электропоезда: в текущем году ожидается поставка двух составов. За первое полугодие 2024 года услугами пригородных поездов воспользовались почти 4 млн пассажиров.

Составы push-pull готовят для неэлектрифицированных участков и дальних маршрутов

В 2022 году на заводе «Метровагонмаш», входящем в «Трансмашхолдинг», были выпущены последние дизель-поезда (рельсовые автобусы) перспективной модели РА-3 «Орлан». За запуск «Орланов» вместо составов на локомотивной тяге и расширение маршрутной сети пригородных поездов в Курской и Ивановской областях машиностроители, перевозчики и правительства регионов в 2021 и 2022 годах получали награды Общественного совета Минтранса России. С помощью рельсовых автобусов изменилась и система пассажирских перевозок в Южно-Сахалинской агломерации. Однако дополнительный подвижной состав для Сахалина в 2024 году приходится закупать уже на локомотивной тяге. Производство РА-3 «Орлан» фактически прекращено в 2022 году на фоне санкций, сделавших невозможными поступление немецких тяговых двигателей серии МТU 6H 1800 R83, которыми комплектовались головные вагоны «Орланов». С 2019 по 2022 годы выпущен 91 состав — 63 в двухвагонном и 28 в трёхвагонном исполнении. Рост пассажиропотока на части направлений привёл к необходимости увеличить вместимость ряда двухвагонных сцепов, для чего на 2024 год были заказаны 10 вагонов-наполнителей без силовых установок. В дальнейшем функцию «Орланов» будут выполнять поезда иной конструкции.

Российские железнодорожники рассматривают создание поездов push-pull как путь обеспечения растущего пассажиропотока взамен дизель-поездов и поездов на локомотивной тяге. Как сообщил ROLLINGSTOCK, опубликовавший интервью с начальником департамента технической политики РЖД — ЦТЕХ, соответствующие разработки ведутся совместно с «Трансмашхолдингом» как для пригородных перевозок, так и дальнего следования.

В частности, для пригорода поезд будет состоять из тепловоза ТЭП70БС, немоторных и одного головного вагона электропоезда ЭП2ДМ. Опытный образец изготовят до конца 2024 года. Поезд предполагается к эксплуатации на неэлектрифицированных участках, в первую очередь на Октябрьской железной дороге.

Обе составляющие для push-pull производятся серийно. Тепловозы серии ТЭП70БС уже имеют опыт работы с электропоездами ЭС1 «Ласточка», обеспечивая их движение и энергоснабжение на неэлектрифицированных участках железнодорожных межрегиональных маршрутов Москва — Иваново, Нижний Новгород — Иваново, Санкт-Петербург — Псков, Псков — Великий Новгород — Петрозаводск, Санкт-Петербург — Сортавала — Хелюля. Серийное производство ЭП2ДМ — модернизированной версии электропоездов ЭП2Д с ещё большим увеличением доли компонентов отечественного производства — ведётся с 2023 года.

Для дальнего сообщения в предпроектной стадии находится поезд постоянного формирования. Он включит электровоз, промежуточные серийные двухэтажные вагоны локомотивной тяги и один двухэтажный вагон с кабиной управления. Такие составы рассматриваются к перевозкам пассажиров на маршрутах между Москвой, Санкт-Петербургом, Казанью, Екатеринбургом, Ростовом-на-Дону, Оренбургом, Анапой, Сочи и Новороссийском.

Для ВСМ — пассажирские и грузовые поезда

Параллельно специалисты продолжают разработку высокоскоростного поезда для ВСМ Москва — Санкт-Петербург. По информации ROLLINGSTOCK, к концу 2024 года ожидается завершение проработки технического проекта. По его итогам будут закреплены основные технические и дизайнерские решения поезда.

Также ведётся подготовка рабочей конструкторской документации по отдельным узлам. В первой очереди — документация для составных частей с длительным циклом производства, например, кузовов и тележки. Изготовление последних требует специализированной оснастки и элементной базы. Так, с июля запущено производство рамы тележки, а создание опытных образцов составных частей начнётся во второй половине текущего года. В планах на 2025 год — изготовление основных частей.

Пока же на прошедшей в Екатеринбурге промышленной выставке «Иннопром-2024» группа Синара презентовала макет головного вагона особой аэродинамической формы для снижения шума и расхода энергии. По данным Федерального агентства железнодорожного транспорта, заключены два опытных контракта и сделано 3D-моделирование. Поезд сможет развивать скорость до 400 км/ч, а восемь вагонов вместят до 455 пассажиров в четырёх классах обслуживания. Сейчас на самой быстрой железнодорожной линии Москва — Санкт-Петербург можно разогнаться не больше чем до 250 км/ч. Первые два высокоскоростных электропоезда изготовят в 2028 году.

Также на «Иннопроме» объявили о строительстве цехов для сборки поездов ВСМ. Об этом проинформировал интернет-портал «Российской газеты». Соответствующий проект стартовал в Верхней Пышме Свердловской области на заводе «Уральские локомотивы», который является единственным в России, где владеют технологией производства облегчённого алюминиевого корпуса. Помимо этого, здесь освоена роботизированная сварка тележек, что обеспечивает прочность швов и геометрическую точность изделий. Ещё одна особенность предприятия — развитая кооперация, в поставках узлов и компонентов задействовано более 150 российских предприятий.

Отмечается, что инженерная подготовка территории уже ведётся. К четвёртому кварталу 2026 года в Верхней Пышме возведут цех изготовления крупных компонентов, испытательный корпус тягового оборудования и участок пусконаладки, реконструируют существующие мощности и центральный склад, а также переложат внутризаводские железнодорожные пути.

В свою очередь, грузовые высокоскоростные поезда могут появиться на ВСМ после запуска второй и третьей линий. Об этом сообщил ROLLINGSTOCK со ссылкой на Группу Синара. В 2023 году в РЖД анонсировали возможность модификации создаваемого высокоскоростного поезда под перевозку высокодоходных и специальных грузов. Отмечается, что уже имеются эскизные проработки. Предполагается, что вторая линия ВСМ из Москвы в Екатеринбург будет строиться в несколько этапов в 2028–2042 годах, а третья линия — между Москвой и Адлером в 2030–2040 годы.

Зарубежные аналоги скоростных грузовых составов уже есть. В 2020 году китайская CRRC представляла свой грузовой поезд для максимальной скорости 350 км/ч. В его кузове сделаны разъёмы для погрузки/выгрузки небольших контейнеров. Тогда заявлялось, что восьмивагонный состав сможет перевозить до 110 т груза. В 2023 году доставку грузов пассажирскими высокоскоростными поездами тестировали в Японии.