В России начали дорожать продукты, которые дорожать не должны
Сентябрь придал инфляции новое ускорение. Овощи и фрукты вопреки сезону перестали дешеветь, рост цен на гречку снова ускорился, а цены на яйца подскочили за неделю на 13,7%.
Рост цен за неделю по 6 сентября составил 0,2%, сообщил Росстат. На этом уровне недельная инфляция держалась с конца июля, в последнюю неделю августа замедлившись до 0,1% благодаря снижению цен на фрукты и овощи. Однако с сентября плодоовощная продукция начала дорожать (+0,2% за неделю) — за счет картофеля и яблок. Цены на гречку, замедлившие было рост в конце августа, снова разогнались (см. график), поставив рекорд с начала «гречневого ажиотажа». Рекордно подорожали яйца, ускорился рост цен на подсолнечное масло.
«Какой-то психоз начался», — удивлена Оксана Осипова из Центра развития Высшей школы экономики: уж для подорожания фруктов в это время года причин никаких, цены повышают просто потому, что и другое продовольствие дорожает. Президент Дмитрий Медведев, лично проинспектировав неурожай картофеля и отличный урожай яблок в Воронежской области, пошутил: «Яблоко не менее стратегический овощ, чем картошка».
За июль — август продовольственная пшеница подорожала на 60%, фуражная — на 70%, рожь — втрое, фуражный ячмень — в 2,4 раза, подсолнечное масло — на 40%, перечисляет управляющий директор «Совэкона» Андрей Сизов-младший, засуха ударила и по масличным, это разгоняет цены на масло, соусы, майонезы, корма. Рост цен на корма и стал причиной подорожания яиц, считает Сизов.
С середины августа цены на яйца всегда начинают расти, в этом году из-за подорожавших кормов рост оказался резче, рассказывает заместитель гендиректора Аксайской птицефабрики Юрий Абгарян: сейчас отпускная цена для розницы за десяток яиц — 33-35 руб., была 22-26 руб. «Дальше, возможно, отпускные цены даже немного пойдут вниз, но на рознице это может не сказаться», — осторожен Абгарян.
Говядина, начавшая дорожать в конце июля на 0,1% в неделю, за неделю сентября подорожала на 0,2%. Тем, кто полностью зависит от внешних закупок кормов, тяжелее, им придется поднимать цены, говорит представитель «Мираторга» Дмитрий Льговских.
Корма ни при чем, категоричен руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин: «На убой идут животные, которым уже несколько лет, на стоимости мяса подорожание кормов за пару месяцев не могло сказаться». Причина — повышение цен на внешних рынках: доля импортной говядины в потреблении в крупных городах — 70-80%, в целом по стране — 40%.
Рост цен на основные сельхозтовары в России за год по август на 15% ниже, чем в мире, при доле импорта на рынке продовольствия в 30-40% продукты в России неизбежно продолжат дорожать, ждет Осипова.
Отчасти рост цен объясняется цепной реакцией, полагает Льговских: когда дорожают одни товары, производители других хотят заработать.
Дело в психологии населения, охотно верящего в теории заговора, убежден исполнительный директор Х5 Retail Group Лев Хасис, а производители используют ажиотаж, чтобы поднимать цены. В торговых сетях наценки не выросли, уверяет он, даже снизились. Пищевая индустрия только начинает перекладывать взрывной рост цен на сырье на конечных потребителей, это продолжится еще минимум 3-5 месяцев, ожидает Сизов: к концу года продовольствие подорожает на 10-13,7%, а общая инфляция может превысить 9%. Аналитики Citi повысили прогноз по инфляции 2010 г. до 9,2%, ожидая, что пик роста цен на продовольствие придется на сентябрь-октябрь.
Подорожать может не только продовольствие, опасается министр финансов Алексей Кудрин: «Это попытка [участников рынка] застраховать доходы от непредвиденных ситуаций» (цитата по «Интерфаксу»). Однако население будет не готово покупать по высоким ценам, считает Кудрин, и тогда желание застраховать риски повышением цен сойдет на нет. Августовские данные уже продемонстрировали ускорение и непродовольственной инфляции, отмечает Максим Орешкин из Credit Agricole, в сентябре инфляция составит 0,6-0,8%, а в годовом выражении подскочит с 6,1 до 6,8-7%, ожидает он. Минэкономразвития ожидает ускорения инфляции в сентябре до 0,8-1%, за год — 7,8%. Августовское ускорение инфляции помимо паники имело и монетарное основание, указывает Евгений Гавриленков из «Тройки диалог»: в июле денежная масса росла (+1,3% к июню), тогда как обычно снижается. До этого темпы ее роста составляли 2,5-2,7%, а для инфляции в 5-6% они не должны превышать 2%. Нужно сдерживать бюджетные расходы и валютные интервенции, это сдержит рост денежной массы и за месяц-два инфляционный шок сдуется, заключает Гавриленков.